1 апреля праздник птиц. Международный день птиц — традиции дня пернатых

Международный день птиц (International Migratory Bird Day) отмечается с 1906 года. В этом году была подписана Международная конвенция по охране птиц, к которой Россия присоединилась в 1927 году.
По традиции в это время в ожидании пернатых развешиваются скворечники, синичники, гоголятники и прочие «птичьи домики».

Международный день птиц проходит ежегодно в рамках программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" и не случайно отмечается именно в апреле. 1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция по охране птиц.

День птиц - это не только годовщина Конвенции, но и время прилета пернатых с зимовок. В России праздник отмечали с 1994 года, но и раньше возвращение перелетных птиц праздновалось потому, что означало наступление весны. Обычай старины - печь в этот день жаворонков из теста и петь особые песенки-заклички. Одна из старейших традиций - развешивание в этот день скворечников, синичников, гоголятников и прочих "птичьих домиков".


Происхождение птиц

Современные птицы, по мнению большинства ученых, происходят от мелких примитивных пресмыкающихся, псевдозухий, которые жили в триасовом периоде приблизительно 200 млн. лет назад. Конкурируя с собратьями за пищу и спасаясь от хищников, некоторые из этих существ в ходе эволюции все более приспосабливались к лазанию по деревьям и прыжкам с ветки на ветку. Постепенно, по мере удлинения чешуй и превращения их в перья, они приобрели способность к планирующему, а затем и к активному, т. е. машущему, полету.

Однако накопление ископаемых свидетельств привело к появлению альтернативной теории. Все больше палеонтологов считают, что современные птицы произошли от небольших хищных динозавров, живших в конце триаса и в юрском периоде, скорее всего из группы т.н. целурозавров. Это были двуногие формы с длинными хвостами и мелкими передними конечностями хватательного типа. Таким образом, предки птиц не обязательно лазали по деревьям, а для формирования активного полета не было необходимости в планирующей стадии. Он мог возникнуть на основе хлопающих движений передних конечностей, вероятно использовавшихся для сшибания летучих насекомых, для чего, кстати, хищникам приходилось высоко подпрыгивать. Параллельно происходили преобразования чешуй в перья, редукция хвоста и другие глубокие анатомические изменения.

В свете этой теории птицы представляют собой специализированную эволюционную линию динозавров, пережившую их массовое вымирание в конце мезозойской эры.

Появление машущего полета. В юрском периоде птицы приобрели способность к активному полету. Это означает, что благодаря взмахам передних конечностей они смогли преодолеть действие земного притяжения и получили массу преимуществ перед своими наземными, лазающими и планирующими конкурентами. Полет позволил им ловить в воздухе насекомых, эффективно избегать хищников и выбирать наиболее благоприятные для жизни условия среды. Его развитие сопровождалось укорочением длинного обременительного хвоста с заменой его веером из длинных перьев, хорошо приспособленным для руления и торможения.


Охрана птиц

С 1600 года во всем мире исчезло, вероятно, около 100 видов птиц. Большинство из них было представлено небольшими популяциями на морских островах. Часто не способные к полету, как дронт, и почти не боявшиеся человека и привезенных им мелких хищников, они стали легкой добычей. В настоящее время многие виды птиц также находятся на грани вымирания или, в лучшем случае, испытывают его угрозу.

Многие страны имеют законы и участвуют в международных соглашениях по охране перелетных птиц. Однако более серьезная угроза для птиц исходит не от охотников, а от вполне «мирных» видов человеческой деятельности. Небоскребы, телебашни и другие высотные постройки являются для перелетных птиц смертельно опасными препятствиями. Пернатых сбивают и давятавтомобили. Разливы нефти в море губят множество водных птиц. Не менее серьезную угрозу создает загрязнение среды. Естественные загрязнители - это вещества, постоянно присутствующие в природе.

Искусственные загрязнители - это химические вещества, практически отсутствующие в девственной природе. Прекратить наступление человека на мир пернатых едва ли удастся; единственная надежда - замедлить его. Одной из мер может быть более строгая ответственность за разрушение естественных местообитаний и загрязнение среды. Другая мера - увеличение площади заповедных территорий с целью сохранения на них природных сообществ, в состав которых входят виды, испытывающие угрозу исчезновения.

Птицы и символы

АИСТ: На Востоке - популярная эмблема долголетия, а в даосизме - бессмертия. Во многих культурах аист символизирует дочернюю и сыновнюю преданность из-за поверья, что аисты кормят своих родителей, как и своих детей. Эта традиция легла в основу бытующего на Западе поверья, что аисты приносят младенцев. В искусстве аисты часто изображаются запряженными в колесницу бога Гермеса (Меркурия), а также топчущими и убивающими змей.

АЛЬБАТРОС: Бремя вины; символ, впервые появившийся в "Сказании о старом мореходе" С. Т. Колриджа (1772-1834), в котором убийство альбатроса нарушает древнее морское табу. Традиционно считалось, что увидеть альбатроса - хороший знак; сила и выносливость альбатроса восхищали настолько, что в фольклоре он олицетворяет души умерших моряков.

ВОРОБЕЙ: Бойкая и плодовитая птица, которая в Китае ассоциировалась с пенисом (иногда воробьев ели, так как считалось, что они поддерживают потенцию). Сексуальный символизм воробья встречается также в Греции, где он был атрибутом богини Афродиты, и в западном искусстве, где блудницу представляли в виде женщины с воробьем в руках.

ВОРОН: В западноевропейской традиции, подобно своей близкой родственнице - вороне, - птица, связанная со смертью, утратой и войной, но в остальном мире - весьма почитаемая. В Европе на ее репутацию повлияла ассоциация с кельтскими богинями войны Морриган, Немаин и Бадб, а также с кровожадными викингами, их бога войны Одина всегда сопровождали два ворона - Хугин и Мунин. Символизм ворона в еврейской традиции также носит двойственный характер. Как пожиратель отбросов, ворон считался нечистой птицей, но также символизировал проницательность, так как, выпущенный Ноем из ковчега, летал, пока не нашел сухую землю.
В Китае трехногий ворон был эмблемой династии Шу и символизировал восход, зенит и заход солнца (на котором, как полагали, и жил этот легендарный ворон). И в Китае, и в Японии ворон - эмблема семейной любви. Синтоизм приписывает ворону роль посланца богов. В Африке и некоторых других местах ворон считается проводником, предупреждающим об опасности, а среди индейцев Северной Америки - героем многих сказок, хитрецом и обманщиком. Для канадских эскимосов ворон - Отец народа, бог-творец; убийство ворона может испортить погоду.
И американские и австралийские мифы объясняли черный цвет перьев ворона случайностью и не видели в этом никакого дурного знака. Широко распространено мнение, что ворон - помощник в путешествии или предсказатель, как, например, в Др.Греции, где он считался священным спутником бога Аполлона и богини Афины (о чем уже говорилось выше); в Др.Риме, где его крик напоминал латинское слово "крас" ("завтра"), его связывали с надеждой.

ГОЛУБЬ: Мир, чистота, любовь, безмятежность, надежда. Христианская эмблема Духа Святого. Повсеместное почитание голубя как символа мира происходит, по всей видимости, не от его природы (скорее задиристой, чем миролюбивой), а от его внешней красоты и благодаря упоминаниям о нем в Библии. Общепринятый в западноазиатской традиции символизм этой белоснежной птицы как воплощения Божьего Духа.
В более широком смысле голубь представляет чистую душу, он часто изображается летящим изо рта святых мучеников. Голуби также могут представлять души в античной иконографии и в индийской мифологии. Голубь часто предстает как христианская эмблема целомудрия, несмотря на более древние и очевидные ассоциации с вожделением.
Пара голубей на протяжении многих лет считается символическим изображением сексуальной гармонии, может быть, поэтому голубка стала персонификацией внимательной и нежной жены. В Китае голубь является одним из многих символов долголетия, как и в Японии, где голубь с мечом считается также и эмблемой мира. Терминология международной политики, включающая "голубей" и "ястребов", хоть и является современной, основана на древних аналогиях.

ГРИФ: В наши дни метафора жадности, но в Др.Египте - защитный символ. В виде грифа представляли Нехбет, великую богиню Верхнего Египта. Она была защитником фараона, чья жена носила головной убор в виде головы грифа. В Риме они были посвящены богу Марсу и считалось, что они обладают даром предвидения. Их также связывали со старостью и поэтому - с Сатурном.

ГУСЬ: Бдительность, болтливость, любовь, счастье в браке, верность; солнечный символ, особенно в Египте. Знак свободы, просвещенности и, благодаря сезонным перелетам, символ осени и весны. Солнечный и благотворный символизм дикого гуся во многом совпадает с символизмом лебедя, и они, в сущности, взаимозаменяемы, особенно в кельтской традиции. Гуси, приносимые в жертву в день зимнего солнцестояния, символизировали возвращающееся Солнце. Дикий гусь был мужским, солнечным знаком в Китае, но в искусстве Китая и Японии более важным было значение гуся как лунной, осенней птицы. В представлении азиатских шаманов и индийских браминов гусь был "ездовым животным", на котором души стремились вырваться из непрерывного круга существования.

ДРОФА: Большая, но изворотливая нелетающая птица; в Африке символизирует плодовитость в полигамном браке, а также мятущуюся душу. Дрофа является символом взаимосвязи земли и воздуха.

ЖУРАВЛЬ: Бдительность, долголетие, мудрость, преданность, честь - символические значения, которыми журавли наделяются в Китае и Японии. Противоположный символизм присущ этой птице в Индии, где журавль - символ предательства, и в некоторых кельтских регионах, где эта птица считается предвестницей несчастий.
В Китае журавль был связан с бессмертием, в Африке - с даром речи, а также широко распространен во всем мире как символ общения с богами. Его весенние перелеты стали символом духовного и телесного возрождения. Этот символизм часто заимствует и христианское искусство. В Др.Греции крики журавля во время миграции возвещали время весеннего сева и начала уборки урожая. Эта птица являлась персонификацией бдительности, что, возможно, восходит к работам Аристотеля, который описал журавля, держащего в клюве камень таким образом, что, если им овладеет сон, камень упадет и разбудит его. В Китае изображение журавля, летящего к солнцу, - символ общественных устремлений, его белоснежное тело - чистоты, красная голова - огня жизни.
В Египте двухголовый журавль - символ процветания.

ЗИМОРОДОК: Преданность, мир - символ изящества, благородства и супружеской верности в Китае. В Греции его связывали с печальным спокойствием.

ИБИС: Мудрость. Священного ибиса в Др.Египте уважали как воплощение лунного божества Тота, бога-покровителя писцов и повелителя оккультных знаний. Религиозный символизм Ибиса был, вероятно, основан на его привычках: это любознательная болотная птица с изогнутым клювом, напоминающим серп луны.

ИНДЕЙКА: В Мексике - традиционное блюдо в День Благодарения - традиция, возникшая задолго до того, как это стало таковым в Массачусетсе. Индейцы Сев.Америки связывали ее с женской плодовитостью, а также с мужской потенцией.

КРАПИВНИК: В соответствии с уэльской традицией - маленький птичий король. В Ирландии крапивник был связан с пророческой властью друидов. Среди индейцев Северной Америки эта искусная певчая птица встречается в качестве эмблемы счастья.

КУКУШКА: Это символ нахлебника, бездельника; птица, связываемая в Европе с завистью и авантюризмом. Более распространен положительный символизм кукушки - предвестницы весны, лета или богатства.

КУРИЦА: В Африке - проводник в загробный мир; использовалась в качестве жертвы, чтобы вызвать духов. В Европе - символ суетливости, материнской заботы. Курица с цыплятами была в христианстве образом Божьего Провидения. Гораздо реже она представляет персонификацию милосердия.

КУРОПАТКА: Плодородие, любовь, женская красота. В Греции куропатка была связана с богиней Афродитой, в индоиранской традиции - с красотой и изяществом; народное суеверие приписывает ее мясу свойства афродизиака.

ЛАСТОЧКА: Традиционный вестник весны, а также символ воскрешения во многих культурных традициях. Эмблема деторождения. В Китае, где прилет ласточек совпадал с весенними ритуалами плодородия в дни мартовского равноденствия, считалось, что в доме, который они выберут для гнездования, вскоре случится свадьба и будет много детей. Ласточка считалась священной птицей богини Исиды в Др.Египте и богинь материнства в некоторых других культурах.

ЛЕБЕДЬ: Романтический, противоречивый символ света, смерти, преображения, поэзии, красоты и меланхолической страсти, особенно значимый в западной литературе, музыке и балете. Солнечный и мужской знак, эмблема света. Древнегр.поверье, что лебеди поют единственный раз в жизни перед смертью и песня эта неземной красоты, укрепило ассоциацию лебедя как с поэзией, так и со смертью. В финской легенде о лебеде он символизирует воды реки, текущей в загробном мире.

В кельтской традиции лебедя связывали с вдохновением бардов (правда, его иногда заменял гусь). В иконографии лебедь часто ассоциируется с арфой и потусторонними аспектами духовной жизни.

МАЛИНОВКА (ЗАРЯНКА) : Иногда заменяет щегла в легендарной истории о птице, которая вырвала шип из тернового венца Иисуса Христа и была обагрена его кровью. Это, возможно, привело к европейским суевериям, что малиновка предвещает смерть, а того, кто убьет ее, ожидают несчастья.

ОРЕЛ: Важнейший символ, эмблема всевидящих богов неба и солнца, правителей, а также воинов. Ассоциируется с величием, властью, господством, победой, отвагой, вдохновением, духовным подъемом. Орел - властелин воздуха - один из наиболее однозначных и универсальных символов, воплощающих мощь, скорость и другие признаки мира животных во всем своем величии. Он не только спутник всех великих богов, но часто их прямая персонификация. Орел, сражающийся со змеей, - символ преодоления.

Связь между орлом и богами неба имеет древнюю и прочную традицию и в древнеегипетской, индийской и восточных культурах. Орел с человеческими руками - древнесирийская эмблема солнцепоклонников. Орел часто был символом как шторма или грозы, так и солнца - то есть ассоциировался и со светом, и с плодородием. Гаруда, птица-человек, на которой летал ведический бог Вишну, часто изображается сражающейся со змеями, персонифицирующими зло. С другой стороны, совмещение символов орла и змеи представляет единство воздуха и земли (иногда змею заменяет лев, как, например, в алхимии, где коронованных орла и льва считают символическим изображением двойственного единства принципов изменчивости и неизменности).

В мифологии индейцев Сев.Америки орел предстает символом неба и солнца. Единство и противоположность небес и земли символизировали в Центр.Америке орел и ягуар.
Орел, одна из наиболее распространенных древних эмблем победы, в Др. Персии и в Др.Риме его полет воспринимался как предзнаменование военного успеха. Хетты использовали изображения двуглавого орла - свою эмблему, что было, вероятно, воспринято и турками-сельджуками во времена крестовых походов. После завоевания христианами Палестины двуглавый орел стал гербом Священной Римской империи, а позже Австрийской (Австро-Венгерской) и Российской империй. Белоголовый американский орел с распростертыми крыльями стал эмблемой США.
В искусстве орел может встречаться также в качестве атрибута аллегорического изображения Гордости.

ПАВЛИН: Сияющая слава, бессмертие, величие, неподкупность, гордость. Сверкающее великолепие хвоста самца павлина - причина сравнения его с бессмертными богами, а следовательно, с бессмертием. В древних культурах Индии и позже в Иране этот великолепный хвост стал символом всевидящего солнца и вечных космических циклов. В исламском декоративном искусстве единство противоположностей (солнце в зените рядом с полной луной) изображалось в виде двух павлинов под Мировым Древом.

В античном мире павлин считался священной птицей древнегреческой богини Геры (в римской мифологии Юноны), которая, согласно легенде, подарила ему тысячу глаз погибшего всевидящего Аргуса. Павлины широко известны как эмблема величия, королевских полномочий, духовного превосходства, идеального создания. В Др.Риме павлин считался эмблемой императрицы и ее дочерей, тогда как орел был птицей императора. Павлин сопровождает некоторых индуистских богов, например, Сарасвати (богиню мудрости, музыки и поэзии), Каму (богиню сексуальных желаний) и бога войны Сканда (который также мог превращать яд в эликсир бессмертия). Как буддийская эмблема Авалокитешвары* (Гуань-инь в Китае) павлин символизирует сострадательную предусмотрительность.

Сходное значение эта эмблема имеет в христианской церкви. Павлины иногда появляются в христианском искусстве в сценах Рождества или пьющими из кубка - в обоих случаях как символ вечной жизни. В западном искусстве павлин чаще всего является персонификацией Гордости. В других же культурах эта птица имеет позитивный символизм, особенно в Китае, где она служит эмблемой династии Минь.

ПЕРЕПЕЛКА: Доброта, пылкость и храбрость - символика, основанная на рыжевато-коричневом цвете птицы, ее драчливом характере и возвращении с мест зимовки в числе первых перелетных птиц. Перепелка была связана с греческим островом Делос, мифическим местом рождения бога Солнца Аполлона и богини-охотницы Артемиды. Перепелка была эмблемой военной доблести и в Китае, и в Риме.

ПЕТУХ: Бдительность, храбрость, мужество, предвидение, надежность; вестник зари - символ солнца и духовного возрождения. Эти его качества распространены гораздо шире, чем гордыня, высокомерие, похоть, также ему присущие. Петух связан с зарей, солнцем, светом повсюду, исключая кельтские регионы и север Европы. Петух является символом пяти китайских добродетелей: достоинства в войне, благородства в мирное время, храбрости, надежности и великодушия (последнее - из замеченной привычки петуха предлагать найденную еду сначала курам и только потом есть самому).
Петух - священное животное в Японии. В западном искусстве петух может персонифицировать Похоть, но в христианской традиции символизм петуха в общем позитивен. Он является символом света и возрождения, противоборства тьме духовного невежества.

ПОПУГАЙ: Вестник, посредник между человеческим и потусторонним миром - символика, совершенно очевидно произошедшая от способности этой птицы имитировать речь человека. По этой же причине попугаев связывали с пророчеством; в Индии и Центральной Америке считали их способными вызывать дождь.

СОВА: В настоящее время - эмблема проницательности и книжной эрудиции, сова имела зловещий, даже ужасающий символизм в некоторых древних культурах, особенно в Китае. Ее считали птицей смерти в Древнем Египте, Индии, Центральной Америке, Северной Америке, Китае, и Японии, а в некоторых традициях сову почитали как покровителя ночи и посланца загробного мира, призванного провожать души в царство мертвых, например, в Индии. У равнинных индейцев Северной Америки перья совы в головном уборе имели по этой же причине защитное символическое значение.

Также сова относилась к символу "ян", имеющему скорее негативную, разрушительную окраску, сову связывали с громом и июньским солнцестоянием. Как существо, ведущее ночной образ жизни и вообще весьма загадочное, сова стала в христианстве символом нечисти и колдовства, ее изображения в христианской традиции - символ слепоты безверия. Мудрая сова - атрибут богини Афины. Сова также может встречаться в качестве атрибута аллегорических фигур Ночи и Сна.

СОКОЛ (ЯСТРЕБ) : Превосходство, сильное желание, дух, свет и свобода. Как и орел, солнечный символ победы. Сокол весьма похож на ястреба, но с более длинными крыльями и высоким полетом, поэтому в иконографии они почти не различаются и по этой причине рассматриваются в данной статье одновременно. В Перу сокол - солнечный символ, спутник или духовный брат бога Инки и также - прародитель людей.
В Др.Египте он почитался как царь птиц; многие боги изображались с телом или головой сокола, в том числе Pa - в виде сокола с диском вместо головы, символизирующим восходящее солнце. Согласно западной традиции, сокол - эмблема охоты, связанная с германским богом неба Воданом и его женой Фригой и со скандинавским богом-хитрецом Локи. Сокол с колпачком, надетым на голову, - символ надежды на свет и свободу. Сокол как символ агрессии встречается намного реже.
В настоящее время ястреб - символ милитаристских настроений.

СОЛОВЕЙ: Муки и экстаз любви. Символизм основан на красоте пения соловья во время брачного периода весной. Обычно песня соловья считается хорошим предзнаменованием; разные народы по-разному определяют причину виртуозного пения - любовь, потеря любимой, тоска о рае или, в Японии, пророчества святых духов. Согласно суеверию, съевший соловья приобретает красивый голос или красноречие.

СОРОКА: Радость, счастливый брак, сексуальный успех - счастливый знак в Китае, где крик сороки предвещал встречу с друзьями; однако в западной традиции сорока - птица, связанная со стяжательством, зловредной болтливостью и колдовством.. Знак принципа "ян" и священной птицы Манчуса, сорока часто появляется на китайских поздравительных открытках.

СТРАУС: Перо страуса было атрибутом Маат*, египетской богини правосудия и порядка, жены бога мудрости Тота. Это перо, согласно легенде, клали на чашу весов при взвешивании душ умерших, чтобы определить тяжесть их грехов.

УТКА: Брачный союз, счастье и преданность. Символизм, обязанный в основном мандариновым уткам и произошедший из наблюдений за синхронным плаваньем селезня и утки. Утка также может являться символом посредничества между небом и водой.


ФАЗАН: Имперская эмблема в Китае, в даосизме эмблема "ян". Из-за своего эффектного оперения и цвета фазан ассоциируется с солнцем, светом, достоинством, а также символизирует организаторские таланты высокопоставленных чиновников. Китайцы также считают, что фазаны связаны с громом, возможно, из-за громкого хлопанья их крыльев. Китайский фазан и индийский павлин, которые относятся к одному семейству, в древней Европе довольно долго считались экзотическими птицами, и их блестящее оперение, возможно, повлияло на художественное описание легендарной птицы Феникс.


ЦАПЛЯ: Любопытство. Обычно цапля несет хорошее предзнаменование, является символом утреннего солнца в Египте и прообразом птицы Бену (подобия Феникса), почитаемой как творец света. Цапля была символом предков в Китае и иногда встречается у христиан как аллегория верующих, возвышающихся над жизненными ненастьями подобно цапле, преодолевающей дождевые облака.



Международный день птиц проходит ежегодно в рамках программы ЮНЕСКО Человек и биосфера и не случайно отмечается именно в апреле. 1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция по охране птиц.

День птиц - это не только годовщина Конвенции, но и время прилета пернатых с зимовок.

В России этот праздник имеет давнюю традицию. В старом месяцеслове есть такие праздники, как:

  • День встречи перелетных птиц (Иванов день) - 9 марта,
  • День закликания птиц (Герасим-грачевник, Сороки) - 17 марта,
  • 22 марта на Руси пекли фигурки жаворонков, встречая этих птиц, а с ними и весну,
  • на Благовещенье - 7 апреля - было принято выпускать птиц из клеток на волю,
  • День ласточки (Егорий весенний (Юрьев день)) - 6 мая.

В 1910 году в Московском зоосаде были организованы показательные станции по охране птиц. Летом 1924 года был организован первый Всесоюзный съезд юннатов, где было предложено отмечать День птиц как массовый праздник. Этот юннатский весенний праздник в СССР утвердился в 1926 году. Великая Отечественная война прервала традицию, и все попытки восстановить ее в послевоенные годы в прежнем масштабе не имели успеха.

В России праздник отмечали с 1994 года, но и раньше возвращение перелетных птиц праздновалось потому, что означало наступление весны. Обычай старины - печь в этот день жаворонков из теста и петь особые песенки-заклички. Одна из старейших традиций - развешивание в этот день скворечников, синичников, гоголятников и прочих птичьих домиков.

Происхождение птиц

Современные птицы, по мнению большинства ученых, происходят от мелких примитивных пресмыкающихся, псевдозухий, которые жили в триасовом периоде приблизительно 200 млн. лет назад. Конкурируя с собратьями за пищу и спасаясь от хищников, некоторые из этих существ в ходе эволюции все более приспосабливались к лазанию по деревьям и прыжкам с ветки на ветку. Постепенно, по мере удлинения чешуй и превращения их в перья, они приобрели способность к планирующему, а затем и к активному, т. е. машущему, полету.

Однако накопление ископаемых свидетельств привело к появлению альтернативной теории. Все больше палеонтологов считают, что современные птицы произошли от небольших хищных динозавров, живших в конце триаса и в юрском периоде, скорее всего из группы т.н. целурозавров. Это были двуногие формы с длинными хвостами и мелкими передними конечностями хватательного типа. Таким образом, предки птиц не обязательно лазали по деревьям, а для формирования активного полета не было необходимости в планирующей стадии. Он мог возникнуть на основе хлопающих движений передних конечностей, вероятно использовавшихся для сшибания летучих насекомых, для чего, кстати, хищникам приходилось высоко подпрыгивать. Параллельно происходили преобразования чешуй в перья, редукция хвоста и другие глубокие анатомические изменения.

В свете этой теории птицы представляют собой специализированную эволюционную линию динозавров, пережившую их массовое вымирание в конце мезозойской эры.

Появление машущего полета. В юрском периоде птицы приобрели способность к активному полету. Это означает, что благодаря взмахам передних конечностей они смогли преодолеть действие земного притяжения и получили массу преимуществ перед своими наземными, лазающими и планирующими конкурентами. Полет позволил им ловить в воздухе насекомых, эффективно избегать хищников и выбирать наиболее благоприятные для жизни условия среды. Его развитие сопровождалось укорочением длинного обременительного хвоста с заменой его веером из длинных перьев, хорошо приспособленным для руления и торможения.

Охрана птиц

С 1600 года во всем мире исчезло, вероятно, около 100 видов птиц. Большинство из них было представлено небольшими популяциями на морских островах. Часто не способные к полету, как дронт, и почти не боявшиеся человека и привезенных им мелких хищников, они стали легкой добычей. В настоящее время многие виды птиц также находятся на грани вымирания или, в лучшем случае, испытывают его угрозу.

Многие страны имеют законы и участвуют в международных соглашениях по охране перелетных птиц. Однако более серьезная угроза для птиц исходит не от охотников, а от вполне «мирных» видов человеческой деятельности. Небоскребы, телебашни и другие высотные постройки являются для перелетных птиц смертельно опасными препятствиями. Пернатых сбивают и давят автомобили. Разливы нефти в море губят множество водных птиц. Не менее серьезную угрозу создает загрязнение среды. Естественные загрязнители - это вещества, постоянно присутствующие в природе.

Искусственные загрязнители - это химические вещества, практически отсутствующие в девственной природе. Прекратить наступление человека на мир пернатых едва ли удастся; единственная надежда - замедлить его. Одной из мер может быть более строгая ответственность за разрушение естественных местообитаний и загрязнение среды. Другая мера - увеличение площади заповедных территорий с целью сохранения на них природных сообществ, в состав которых входят виды, испытывающие угрозу исчезновения.

Каждую вторую субботу мая по просьбе орнитологов лаборатории Корнелла, США с 1993 года отмечается Всемирный день перелетных птиц. И, хотя этот праздник считается международным, в основном мероприятия связанные с этим днем проводят в Северной Америке. Целью праздника является обращение внимания общества на глобальные экологические изменения, что рушат экосистемы ареала (зимнего и летнего) перелетных птиц, а также возвращение природных условий, привычных видам перелётных птиц для размножения, перелёта, высиживания яиц.

Празднование 1 апреля Дня смеха в РФ мешает охране птиц - орнитологи

Празднование Дня смеха в России 1 апреля является причиной несерьезного отношения к Международному дню птиц, который во всем мире отмечается в тот же день, считают орнитологи, которые подписали петицию за отмену праздника смеха и установление российского дня охраны пернатых.

Действительно, ряд членов нашей организации выразил желание разобраться с этим вопросом и попытаться что-то изменить в ситуации. Организация у нас предполагает личную инициативу каждого, поэтому несколько человек уже начали это дело. У них есть намерение подать соответствующую петицию в Госдуму, - сказал президент Союза охраны птиц России Виктор Зубакин.

Петиция от Союза охраны птиц включает предложение об установлении официального российского Дня изучения и охраны птиц в день первого апреля.

Птицы - важнейший компонент экосистемы планеты, их сохранение положительным образом скажется на здоровье и благополучии всех граждан России. Поэтому мы уверены, что отмена Дня дурака в пользу интересов птиц будет иметь только самые благоприятные для нашего общества последствия, - говорится в петиции.

Союз охраны птиц России был учрежден 9 февраля 1993 года. В него входят как специалисты орнитологии, так и любители в охране птиц, а также работники природоохранных служб. Союз создан для охраны видового разнообразия и численности пернатых России. Отделения организации есть в 63 регионах страны.

В столице пройдут мероприятия, приуроченные к Всемирному дню птиц

На особо охраняемых природных территориях Москвы с 30 марта по 7 апреля пройдут мероприятия, приуроченные ко Всемирному дню птиц.

Целью птичьего праздника, который организуют управления ООПТ по административным округам Москвы, является сохранение видового разнообразия и численности птиц в столице. Основные мероприятия будут посвящены птице - символу года.

В дни празднования посетители особо охраняемых природных территорий смогут принять участие в интересных и разнообразных программах: конкурсах, познавательных играх-викторинах, посвященных птицам России, мастер-классах по изготовлению птичек из ткани и т.д. Все мероприятия будут проводиться под руководством орнитологов.

Мероприятия, приуроченные ко Всемирному дню птиц, пройдут на особо охраняемых природных территориях Москвы

Напомним, что Международный день птиц отмечают ежегодно 1 апреля с 1906 года, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. Впервые в СССР Международный день птиц отмечался 1 апреля в 1927 году. Однако массово к этому мероприятию Россия присоединилась только в 1994 году.

На особо охраняемых природных территориях Москвы мероприятия, приуроченные ко Всемирному дню птиц, пройдут с 30 марта по 7 апреля.

Организаторы мероприятия - Управления ООПТ по АО Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы. Цель экологического праздника - сохранение видового разнообразия и численности птиц в Москве.

В основном все мероприятия будут посвящены птице - символу года.

С 30 марта по 7 апреля гости особо охраняемых природных территорий смогут принять участие в конкурсах, в познавательных играх-викторинах, посвященных птицам России, в мастер-классах по изготовлению птичек из ткани, сделать скворечники, разукрасить их и развесить на природных территориях под руководством орнитологов. Гостей праздников будут встречать ряженные, ростовые куклы.

Напомним, в конце мероприятий на природных территориях Москвы будут развешаны скворечники.

Справка: С 1996 года Союз охраны птиц России выбирается птицу - символа года. За это время птицами года были: коростель, полевой жаворонок, серый журавль, деревенская ласточка, большая синица, скворец, пустельга, кроншнеп, аист, сова, чайка, зимородок, снегирь, лебедь, чибис, белая трясогузка. В 2012 году эстафету принимает варакушка - птица из семейства дроздовых. В течение года этой птице будут посвящены все экологические мероприятия.

Варакушка обитает практически на всей территории России. Эти птицы наиболее охотно заселяют речные поймы, долины ручьев, склоны оврагов, берега озер, то есть местообитания влажные и заросшие кустарниками. По словам орнитологов, варакушку можно увидеть практически на всех особо охраняемых природных территориях Москвы. Прилетают эти птицы в конце мая — начале июня. Осенняя миграция начинается в середине августа и заканчивается к середине сентября.

Пресс-служба Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы

Участникам Весенних дней птиц нацпарк «Башкирия» выдаст «птичьи права»

В национальном парке «Башкирия» проходят мероприятия, посвященные Весенним дням птиц и всероссийской акции «Птица года». На адрес нацпарка сейчас присылают художественные работы участники Республиканского конкурса детского творчества «Варакушка - разноцветный соловей». К слову, именно варакушка стала Птицей 2012 года. Подведение итогов «птичьего» конкурса состоится в ближайшее время.

Кроме того, в апреле, в Центре детского творчества села Мраково, а также в ДДЮиТ города Мелеуза состоится подведение итогов районных конкурсов «Каждой птице - свой дом». В конкурсе принимают участие школьники Кугарчинского и Мелеузовского районов Башкортостана.

— По условиям конкурса ребята должны самостоятельно изготовить два домика для птиц. Причем совсем необязательно скворечник. Это может быть, к примеру, синичник или дуплянка - птицы будут рады любому гнездовью, — рассказала агентству «Башинформ» методист по эколого-просветительской деятельности нацпарка «Башкирия» Ольга Уткина.

По ее словам, конкурс «Каждой птице — свой дом» включает две номинации: классическое изготовление по чертежам и оригинальное исполнение - вот где можно проявить творческую фантазию. Помимо подведения итогов конкурса, ребята примут участие в занимательных и познавательных викторинах, интерактивных конкурсах, а также смогут попробовать свои силы в мастер-классах по изготовлению птичек-свистулек из глины и бумажных птичек в технике оригами. В заключение все участники Весенних дней птиц получат от нацпарка «Башкирия» знаменательные «птичьи права».

Как сообщили в национальном парке, к Весенним дням птиц выпущена памятка по изготовлению скворечника. Желающие могут скачать ее электронную версию на сайте национального парка «Башкирия». Там же можно найти информацию о конкурсах, проводимых национальным парком.

1 апреля саратовцы отметят День птиц

Организатор мероприятия — Саратовская региональная общественная благотворительная организация «Биосфера», занимающаяся сохранением и развитием зооколлекции в Детском парке Саратова, возрождением и развитием дендрария, научно-просветительской деятельностью. В этот день члены общественной организации выпускают птиц, находившихся на зимовке на базе «Биосферы».

По словам доктора биологических наук профессора (главного врача Первой ветеринарной клиники в Детском парке) Георгия Терентюка, это мероприятие стало доброй весенней традицией.

День птиц отмечается с 1 апреля 1906 года. В этот день была подписана «Международная конвенция об охране птиц».

Конкурс спортивной орнитологии «Соколиный глаз» начался в Ульяновске

Симбирское отделение Союза охраны птиц России и Областной краеведческий музей имени Гончарова приглашают всех, у кого есть возможность и желание фотографировать птиц.

Участники конкурса должны предоставить в комиссию собственные фотографии пернатых, встреченных и снятых на территории области. По оценкам орнитологов, в нашем регионе обитает около 300 видов птиц. Победит тот, кто за прошедший год отметит наибольшее число видов. Таким образом, можно и охотничий азарт удовлетворить, и птиц живыми оставить, и создать некий птичий фотокалендарь Симбирского края.

Качество фотографий должно быть достаточно высоким для идентификации запечатленного «объекта». Определить птиц участникам помогут знатоки на сайте «Птицы Среднего Поволжья», заодно они расскажут о повадках и особенностях образа жизни тех или иных пернатых. В фотогалерее можно разместить свои фотографии. Положение о конкурсе размещено на этом же сайте и на сайте Краеведческого музея.

Награждение победителей конкурса состоится в апреле на экологическом празднике «День птиц» в Краеведческом музее. Призеров ожидают награды, среди которых, в частности, - фотоопределитель птиц Европы и бинокль.

Привлечение птиц в искусственные гнездовья впервые было начато в России. Знаменитый путешественник Петр Симон Паллас, во время путешествия по Астрахани писал, что местные крестьяне для скворцов вывешивали цилиндрические ящики из коpы деревьев. Возможно, что Паллас и завез сам этот обычай из России в Геpманию. На Украине и в Белоруссии также существовала давняя народная традиция весной на столбах выставлять колеса от телег, чтобы на них гнездились аисты…

Однако впеpвые День птиц, как массовый детский пpаздник, стал пpоводиться в Соединенных Штатах Амеpики. В 1894 году праздник организовал педагог из городка Оил-Сити штат Пенсильвания Чаpльз Бабкок. Педагога поддеpжала популяpная газета «Питсбуpгская телегpафная хpоника», которая начала популяpизовать Дни птиц, делая это очень активно. Более того, газета оpганизовала специальный клуб-музей по охpане птиц для школьников. Через некоторое время День птиц стал шиpоко пpоводиться, как наpодный пpаздник, во всех штатах стpаны, а чуть позже и во многих стpанах Стаpого и Hового света, уже как Международный день птиц. Была написана пеpвая книга по пpивлечению птиц — “Всеобщая защита птиц”, пеpеведенная на многие языки.

День птиц пpоник и в Россию. Его подхватили pазличные школьные Майские союзы, отделы Российского общества покpовительства животным. «Тот, кто разоряет гнездо, опустошает небо», - говорил Петр Филиппович Бузук, школьный учитель из села Хортица на Днепре, с энтузиазмом подхвативший идею помощи птицам и в 1910 году создавший первое в России Общество охранителей природы, члены которого взяли под контроль охоту и рыбную ловлю в Екатеринославском уезде, организовали публичную библиотеку по естествознанию, устроили зимнюю подкормку для птиц и развешивали искусственные гнездовья.

В 1927 году День птиц подхватила вся Москва. Было pазвешено 1098 птичьих домиков, участвовало 5 тысяч pебят. Однако, до 27 пpоцентов установленных сквоpечников pазбивали уличные мальчишки. Hекотоpые оpнитологи пpедлагали пpивлекать их к ответственности. Однако H. Деpгунов считал иначе: «Только потому, что не зная как пpоявить свою активность, они занимаются pазоpением гнезд. ... Из главных вpагов пеpнатых pебята должны стать их лучшими дpузьями чеpез пpивлечение ко Дню птиц».

С 1928 года День птиц зашагал по всей стpане, в нем пpиняло участие пpимеpно 65 тысяч энтузиастов, pазвешено 15 тысяч сквоpечников. Пpаздник удавался. Наверное, потому, что оpганически вплел в себя экологические тpадиции древних славян — устpойства гнездовий для сквоpцов и аистов, и веселых встpеч жавоpонков по весне.

Но постепенно веселый детский пpаздник Международный день птиц забывался, уходил его дух.

Сегодня - время вспомнить, и возродить Международный день птиц, как яркое, неформальное мероприятие, которое по праву должно снова включить в себя

(International Bird Day), который приурочен к началу их возвращения с мест зимовок.

Цель праздника — сохранение видового разнообразия и численности птиц.

Еще в начале XX века, 19 марта 1902 года , была принята "Международная конвенция об охране птиц, полезных в сельском хозяйстве", которую подписали более десяти государств. Она вступила в силу 12 декабря 1905 года. 18 октября 1950 года в Париже была подписана "Международная конвенция об охране птиц", заменившая предыдущий документ для большей части государств-участников.

Сам же День птиц связывают с детским праздником, устроенным в 1894 году учителем из маленького американского города Ойл-Сити Чарльзом Бэбкоком (Charles Babcock). Его поддержала газета "Питсбуpгская телегpафная хpоника", начавшая активно популяризовать праздник. Более того, газета организовала специальный клуб-музей по охране птиц для школьников. Вскоре День птиц стал широко проводиться как народный праздник во всех штатах страны.

Идея проведения Дня птиц нашла поддержку и в России. В нашей стране охрана птиц была организована еще во времена царской России, и к началу XX века этим делом занималось уже несколько десятков организаций. В их числе — орнитологический комитет при Русском обществе акклиматизации животных и растений, постоянная природоохранительная комиссия при Русском географическом обществе, Российское общество покровительства животным, основанное в 1865 году. В городах открывались и детские организации — так называемые Майские союзы для изучения и защиты птиц. Они создавались на базе школ и объединяли детей девяти-одиннадцати лет, носивших на головных уборах эмблему — летящую ласточку. В 1910 году школьный учитель Петр Бузук в селе Хортица основал первое в стране Общество охранителей природы, символом которого стало птичье гнездо.

Участники общества подкармливали птиц и развешивали для них гнездовья. После революции 1917 года детские Майские союзы прекратили свое существование, но идею охраны птиц подхватили юннатские организации. Летом 1924 года прошел первый и единственный в СССР Всесоюзный съезд юннатов, на котором преподаватель Центральной биостанции Николай Дергунов предложил вновь учредить День птиц. С 1926 года эту дату отмечали в СССР уже как официальный праздник. В 1927 году День птиц прошел во всех районах Москвы, в нем приняло участие около 5 тысяч ребят. В 1928 году количество участников достигло 65 тысяч, они развесили более 15 тысяч скворечников.

Ежегодное празднование Дня птиц оборвала война, но в 1948 году движение возродилось. Праздник набрал еще больший размах, в 1953 году к участию в нем было привлечено 5 миллионов школьников. Но уже к 60-70-м годам XX века празднование Дня птиц снова сошло на нет. Возродился праздник в 1999 году — благодаря Союзу охраны птиц России, основанному в 1993 году.

Орнитологи предупреждают : если исчезнут птицы, наступит экологическая катастрофа, и ее последствия для человека могут быть непредсказуемыми. По их мнению, истребление нанесет невосполнимый ущерб биологическому разнообразию.

Показателем неблагополучного положения с птицами может служить количество видов, занесенных в Красные книги различных уровней. Из примерно 10 тысяч видов птиц мировой фауны в Красный список Международного союза охраны природы занесено более 1200 видов, или каждый восьмой вид птиц нашей планеты. В Красную книгу Российской Федерации занесено 123 вида птиц. Это означает, что под угрозой находится каждый шестой вид птиц России. Еще тревожнее ситуация в регионах с интенсивной хозяйственной деятельностью — так, в Красную книгу Московской области занесены 68 видов птиц, или каждый третий гнездящийся вид Подмосковья. Количество видов, заносимых в различные Красные книги и Красные списки — от региональных до международных — постоянно возрастает.

Союз охраны птиц России ежегодно избирает "Птицу года". Этот титул может получить вид или систематическая группа птиц, распространенная на большей части территории России, легко узнаваемая и нуждающаяся во внимании и помощи человека. Кампания "Птица года" помогает напомнить нашим соотечественникам о проблемах охраны живой природы.

Выбранная птица оказывается в "своем году" в центре общего внимания. Идет всенародный сбор данных о ее численности и распространении, люди помогают решать ее проблемы. Участники акции своим творчеством пропагандируют красоту этой птицы и рассказывают об уязвимости живого мира.

В 2016 году "Птицей года" был выбран удод. Это одна из самых ярких и запоминающихся птиц нашей страны. Необычна контрастная окраска — темные и белые полосы на рыжем оперении. На голове — пышный хохол-"ирокез", который птица то складывает на затылке, то разворачивает во всем великолепии. Самец и самка окрашены практически одинаково, только самки чуть менее яркие, и на груди у них отсутствует розоватый налет.

В зависимости от географической широты, птица может быть оседлой, кочующей или перелетной. В нашей стране удод — перелетная птица. Появляется он обычно в конце апреля, а улетает на зимовку в конце лета или осенью. Обычен удод только в южных регионах нашей страны. Чем ближе к северной границе ареала, тем ниже его численность. В ряде субъектов РФ вид занесен в региональные Красные книги (например, Липецкой, Московской, Тверской, Кировской, Новосибирской и Томской областей, республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртия).

За пределами России удоды гнездятся в Европе, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, в Африке и на Мадагаскаре.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Всемирный, или Международный день птиц был создан в 1906 году, после подписания в Париже конвенции, направленной на охрану птиц, и проходит каждый год при поддержке ЮНЕСКО. Наша страна присоединилась к данной конвенции только 21 год спустя, в 1927 году, хотя праздник отмечать стала уже с 1918.
На самом деле, традиция весной заботиться о птицах прижилась в России гораздо раньше. Древнейшая традиция наших предков - развешивать в начале апреля на деревьях «дома» для птиц - скворечники, синичники и т.д. Прилет птиц праздновался распеванием особых песенок-закличек и выпеканием печенья в форме жаворонков.

Необходимость охраны птиц - вовсе не надумана, она имеет под собой серьезные основания. За последние четыреста лет с лица нашей планеты исчезло около ста видов пернатых, а многие другие уже близки к вымиранию или испытывают такую угрозу. И наибольшую опасность для них представляет не деятельность охотников, как можно было бы предположить, а факторы жизни человеческого общества, напрямую, казалось бы, не связанные с птицами. Например, высотные здания, автомобили и разливы нефти в водоемах смертельно опасны для перелетных птиц.

Очевидно, что вряд ли возможно остановить наступление человечества на мир птиц, но еще остается надежда замедлить его. Возможные пути для этого: введение более строгих мер наказания за нанесение вреда естественным местам обитания птиц, включая загрязнение среды, а также увеличение заповедных территорий.

Каждый год российские орнитологи, члены Союза охраны птиц, выбирают так называемую «птицу года». Кандидатами на получение такого звания становятся птицы, распространенные на всей территории России (или большей ее части), узнаваемые и при этом нуждающиеся в защите человека. Цель данной компании - обратить внимание людей но птиц нашей страны и необходимость их охраны. Участники акции «Птица года» собирают данные об избранной птичке, и показывают людям ее красоту и уязвимость.

В 2012 году этот громкий титул получила варакушка - самый близкий родственник соловья. В отличие от своего собрата, она очень ярко окрашена, хотя издали и смотрится серовато-бурой - в целях маскировки. Специалисты шутят, что варакушка - это птица расцветки флага России, т.к. у самца данного вида ярко-синяя, окаймленная красноватой полосой грудка, а на ней яркое белое или рыжее пятно. Поет варакушка громко, но не так переливчато, как соловей, а в свою песню вставляет отрывки из песен других птиц. Весной, в мае, это удивительная птичка поет почти без передышки, в том числе и ночью.
Эта птица вьет гнезда на земле, и поэтому в настоящее время серьезно страдает от весеннего выжигания травы и часто следующих за ним пожаров. Спасти эту птицу можно только прекратив пагубную традицию весенних поджогов травы, так называемых палов.

Орнитологи всерьез обеспокоены возможностью экологической катастрофы из-за истребления многих видов птиц и даже выдвигают предложения отменить день смеха, из-за празднования которого россияне недостаточно серьезно и без необходимого внимания относятся к Международному дню птиц. Участники Союза предлагают официально посвятить этот день - 1 апреля - изучению и охране пернатых.

Птицы живут неподалеку от людей и радуют нас своими звонкими, потрясающими по красоте трелями, легким полетом, красивым оперением. Они приносят неоценимую пользу природе и людям. Так давайте будем благодарны природе, создавшей их, и сделаем всё, что в наших силах, чтобы спасти эти удивительные создания от вымирания!