Социальная политика в отношении граждан пожилого возраста. Фундаментальные исследования

Определения Пожилой - чел-ка, у которого происходит постепенное ухудш здоровья, вызванное старением всего организма. - «возраст 60-74 лет (75-89 лет – старый, >90 лет – долгожитель)» 1.Жен старше 55 лет, 2.муж старше 60 лет нужд-ся в пост или времпосторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои осн жизненные потребности вследствие огранич способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на соц обслуживание, осущ-мое в гос и негос секторах системы соц обслуживания.

Реализация СП в отношении пожилых начинает запускаться в отношении лиц, достигнувших 55 и 60 лет соответственно.

Инвалид - это лицо,имеющее наруш здоровья со стойким расстройством ф-ций организма, обусл заболеванием, послед-ми травм или дефектами, приводящее к огранич жизнедеятельности и вызывающее необходимость его соц защиты»

Данные соц группы имеют идентичные проблемы соц-эконом, психолог и другого хар-ра на решение которых и направлена СП.

ГСП в отношении граждан старш поколения - это совокупность мер (полит, прав, эконом, мед, соц, культ, науч, информ-пропаганд и кадр хар-ра, направленных на обеспеч гр РФ, достигшим пожилвозраста, благосостояния и соц благополучия, условий для актив участия в жизни общества и долголетия.

Совр система взглядов: 1.база на общечел-х гуманист ценностях, 2.идея прав человека для людей всех возрастов 3.служит обоснованием для политических решений и конкретных мер поддержки пожилых людей на межгос и нац уровнях.

Центр-й принцип - соц приемлемого и реально возможного сочетания участия пожилых в жизни общества, заботы о них со стороны общ и гос институтов, обеспеч прав условий для удов-я их потребностей и реализации накопленного в течение жизни потенциала.

Целью СП в отношении пожилых и инвалидов – явл создание условий для выравнивания соц положения этих гр по сравнению с остальными членами общества, для активного участия пожилых и инвалидов в жизни общества и государства.

Цель ГСП политики в отношении граждан старшего поколения - устойчивое повышение уровня и качества жизни пожилых людей на основе соц солидарности и справедливости, соблюдения баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального исп-ния фин и других ресурсов.

Задачи (по Концепцией ГСП в отнош пожилых до 2010 г.): 1. -стабилизировать мат и соц положение гр старшего поколения путем соверш-ния механизмов нормат регулирования в сферах защиты прав и интересов; 2. - продолжить реструктуризацию имеющихся и формирование новых институциональных структур, предназначенных для жизнеобеспечения, поддержания жизненных сил и здоровья, социализации и социальной коммуникации пожилых людей; 3.- утвердить позитивное отношение к старости и пожилым людям как уважаемым и активным членам общества, повысить готовность всего населения к происходящим демографическим изменениям.

Основными направлениями СП: 1.пенсионное обеспечение, 2.охрана здоровья, 3.социальное обслуживание, 4.предоставление льгот.

Основным показателем высокой культуры и цивилизации общества являются: 1.соц гарантии 2.соц защита пожилых граждан, 3. качество оказываемой им помощи и поддержки.

Три направления соц защиты гр. пож возраста: 1.-предоставление льгот и преимуществ, 2.- социальное обслуживание, 3.-организация пенс-го обеспечения.

Механизм соц защиты пож людей реализуется:

1.-Гос уровень - обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с установленными денежными и социальными нормативами. 2.-Рег уровень с учетом местных условий и возможностей решает вопросы доп. повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве.

Особенность СП в совр условиях: перенос центра тяжести при осуществлении социальной защиты пожилых и старых людей непосредственно на места.

Соц защита представляет собой комплекс доп мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет фед и местных бюджетов, за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения.

Наст время - соц стратегия гос-ва направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи, прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности.

38. Федеральные целевые социальные программы как механизм социальной политики в отношении пожилых людей и людей с ограниченными возможностями (ФЦП «Старшее поколение», ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы)

Проблема: -по прогнозу демографического развития РФ до 2015 года, серьезно возрастет удельный вес пожилых в структуре нагрузки трудоспособного населения. Проблема требует принципиальных решений и целенаправленных действий в интересах граждан старших возрастных групп, – по упрочению их социальной защищенности.

Цель ФЦП «Старшее поколение» : создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно - досуговых и иных услуг, внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества.

Решение задач: 1). расширение сети и совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг (геронтологические центры, дома малой вместимости, дома (отделения) временного пребывания, геронтопсихиатрические центры, мобильные социальные службы, больницы медико - социальной помощи, хосписы, центры (клубы) для пожилых людей и другие); 2).разработка новых форм соц обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества; 3).содействие повыш уровня соц адаптации пожилых людей, упрочению социальных связей в сочетании с расширением их социокультурных контактов; 4).поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера; 5).содействие процессу социальной интеграции пожилых людей с привлечением учреждений социальной сферы, общественных объединений, путем продолжения образования в «третьем возрасте»; 6).усиление координации деятельности фед органов исп власти и органов исп власти субъектов РФ в части решения актуальных проблем жизнеобеспечения граждан старшего поколения; 7).проведение научных исследований по приоритетным проблемам социальной защиты граждан старшего поколения..

Цели ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы»: создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, повышение уровня их жизни.

Решение задач: 1).создание системы реабилитационных и экспертных организаций, обеспеч реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество; 2). развитие реабилитационной индустрии как промышленной основы системы комплексной реабилитации инвалидов, формирование нац рынка техн средств реабилитации и реабилитационных услуг; 3).оснащение оборудованием реабилит орг-ций; 4).обеспеч беспрепятственного доступа инвалидов к объектам соц инфраструктуры; 5). создание доп. рабочих мест.

Комплекс мероприятий по направлениям: 1).совершенствование деят-ти орг-ций, осущ-щих медико-социальную экспертизу и реабилитацию инвалидов; 2).расширение технических средств реабилитации и реабилитационных услуг, разработка и внедрение совр технологий реинтеграции инвалидов в общество, созд оптимальной для инвалидов среды жизнедеятельности; 3).осущ мер, по созданию на предприятиях, новых рабочих мест для инвалидов.

Государственная политика в отношении пожилых граждан

Замечание 1

Сегодня в России наблюдается яркий демографический кризис, который вызывает волнение у многих исследователей. Из года в год наше население стареет, при этом рост рождаемости нестабилен. Пожилые люди, чей возраст достигает 60 лет и выше, – это самая растущая социальная группа, а в среднем ее доля от общей численности населения составляет более 12%, хотя мировая практика указывает, что весьма желательно, чтобы этот показатель не превышал 7%.

В связи с этим, перед нами стоит достаточно актуальная задача: рассмотреть аспекты государственной социальной политики в отношении пожилых людей и выявить ее специфику. Нормативно-правовая база, которая сегодня отражает права и положение пожилых граждан, а также их статус, выглядит емко и фундаментально. Она представлена следующими законодательствами:

  • Законодательство общего характера в отношении пожилых людей;
  • Законодательство специального характера в отношении пожилых людей.

Основы законодательства были заложены в Конституции Российской Федерации, хотя новые положения и меры выходят ежегодно, в соответствии с постоянно трансформирующимися социально-экономическими условиями в государстве.

Замечание 2

Согласно Конституции, пожилым гражданам гарантируются равные со всеми другими категориями граждан права и свободы. Эти нормы становятся базисом для иных законов и приказов, которые исходят со стороны Президента РФ и Правительства РФ. Нормы определяют направления социальной политики государства в области обеспечения пожилых граждан, а также в сфере организации их досуга.

Особую роль для пожилых граждан приобретает законодательство, которое определяет нормы и правила пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. Это законодательство представлено Федеральным законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом «Об исчислении и увеличении государственных актов». Большую роль также играет Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В этих документах обозначены правила и основы социального обслуживания и обеспечения категории граждан, которая вышла из трудоспособного возраста и нуждается в особой социальной помощи и поддержке со стороны государственных органов власти и его субъектов.

Если оценивать пенсионное законодательство, которое мы обозначили выше, с точки зрения всех возможностей, которые могут повысить социальное обеспечение и поддержку граждан Российской Федерации, то стоит отметить, что работающие пенсионеры сегодня также получают пенсионные выплаты в полном объеме, без ограничений или учета их трудового статуса. В действующем пенсионном законодательстве эксперты отмечают довольно большое количество положительных моментов. Также они акцентируют внимание на том, что нормы, которые регламентируют размер исчисляемых пенсий, значительно отстают от тех реалий, с которыми мы сталкиваемся в жизни. В связи с этим, пенсионеру и пожилому человеку этих выплат не всегда хватает на полное удовлетворение своих потребностей и интересов, поэтому он вынужден дополнительно обращаться в органы социальной защиты и опеки, чтобы получать оттуда дополнительную помощь.

Социальное обслуживание пожилых граждан

В социальном обслуживании нуждаются пожилые граждане, которые не могут в силу тех или иных обстоятельств в полном объеме удовлетворить свои потребности и интересы. Сегодня социальное обслуживание пожилых граждан, а также лиц с ограниченными возможностями и проблемами со здоровьем осуществляется в соответствии с решениями, принимаемыми органами социальной защиты населения и подведомственными им учреждениями.

Эта деятельность осуществляется в соответствии с документами (договорами), которые заключаются органами социальной защиты с учреждениями, чья деятельность направлена на социальное обслуживание иных форм собственности.

Замечание 3

Социальное обслуживание может осуществляться лишь в том случае, когда гражданин пенсионного возраста проявляет инициативу и дает добровольное согласие на получение необходимым социальных услуг и социального обслуживания. Исключением являются те случаи, которые предусмотрена в рассматриваемых нами Федеральных законах.

Пожилые граждане сегодня нередко остаются наедине со своими проблемами. Многие старики попросту оказываются брошенными своими родственниками, без средств к существованию и значительной поддержки, даже в психологическом плане. Безусловно, если опустить момент с материальной помощью, то такая категория граждан нуждается в психологической поддержке. С пожилыми людьми работают социальные психологи, которые демонстрируют им преимущества пожилого возраста. Пенсионеры нередко помещаются в центры, где могут познакомиться со своими ровесниками, обрести новое любимое занятие и осознать, что жизнь при выходе на пенсию вовсе не останавливается. Также работа с медиками очень важна для выявления определенных, опасных для жизни пенсионера заболеваний, их своевременного лечения и профилактики.

Юридическая помощь необходима пенсионерам в случае, если они столкнулись с несправедливостью или обманом со стороны мошенников. Сегодня пожилых людей часто обманывают, устраивают денежные и жилищные махинации, в результате чего пенсионер попросту оказывается на улице без средств к существованию. Это необходимо разрешать путем ведения юридических консультаций и задействования органов власти, которые уполномочены в разрешении подобных проблем.

Конечно же, материальная сторона вопроса имеет особое значение. Помимо пенсий, пенсионерам и пожилым людям необходимо предоставлять льготы:

  • на проезд в транспорте,
  • на приобретение необходимых медикаментозных препаратов,
  • на обслуживание в иных органах государственной и исполнительной власти.

Пожилым людям необходимо ощущать свою значимость и иметь возможности удовлетворять свои потребности, которых ничуть не меньше, чем у людей трудоспособного и молодого возраста.

Социальная политика в отношении пожилых людей базируется на трех направлениях: социальной защите, социальной помощи и социальном обслуживании.

Социальная защита - это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого и старческого возраста. Например, социальная защита инвалидов, среди которых большинство граждан пожилого и старческого возраста определяется, как «система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».

Социальная помощь - это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению.

Социальное обслуживание - это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных или муниципальных учреждениях. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

В первую очередь возникла необходимость расширения служб социальной помощи старым людям, их медицинского обслуживания, создания условий и выделения средств для их содержания. Сложившаяся в настоящее время в России медико-демографическая ситуация является следствием негативных тенденций, сформировавшихся в последнее десятилетие.

Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей, инвалидов. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование социальной реабилитации и социальной помощи пожилым людям и инвалидам.

В настоящее время развитие системы социальной защиты населения находиться в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социальной защиты с учетом специфики различных регионов Российской Федерации. Для формирования эффективной системы социальной защиты необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.

Основные направления социальной защиты населения определены Федеральным Законом «Об основах социальной защиты населения в Российской Федерации» (1995г.):

1.Предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

2.Социальная защита на дому, которая осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;

3.Социальная защита в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

4.Консультативная помощь по вопросам социально-бытового, социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты;

5.Реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Заключение к II главе.

Таким образом, положение пожилого человека в современном обществе осложнено такими факторами, как трудности материального характера, ухудшение состояния физического и психического здоровья, одиночество, зависимость и т.д.

Осознание потребности в индивидуальной помощи, выявление различных заболеваний, инвалидность, проблемы, связанные с местом проживания, одиночество, проблемы пожилых мигрантов, низкий уровень пенсий, бедность – далеко не исчерпывающий перечень проблем, к которому должно быть привлечено внимание общества и гоcударства.

Среди социальных проблем, рассмотренных нами, проблема инвалидности является одной из наиболее острых. Инвалидность - это социальное явление, избежать которого не может ни одно общество в мире.

Традиционно инвалидность считалась медицинским вопросом, решение которого являлось прерогативой врачей. Доминировала точка зрения на инвалидов как на людей, не способных к полноценной общественной жизни. Однако постепенно в теории и практике социальной работы утверждаются и иные тенденции, нашедшие отражение в моделях инвалидности.

В данной главе нами отмечено, что инвалидность является одной из форм социального не­равенства. Люди с ограниченными психическими или физическими возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособ­ленности внешней среды к их особым нуждам, а также из-за предрас­судков общества по отношению к себе. Таким образом, основными признаками инвалидности являются полная или частичная утрата че­ловеком способности или возможности осу­ществлять самообслуживание, самостоятель­но передвигаться, ориентироваться, общать­ся, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Таким образом, главная проблема инвалидности кроется не в медицинском диагнозе и не в необходимости приспосабливаться к своему недугу, а в том, что существующие социальные условия ограничивают активность определенных социальных групп или категорий населения. В данной интерпретации инвалидность - не личная, а социальная проблема, и приспосабливаться должен не инвалид к обществу, а наоборот.

В таком контексте инвалидность рассматривается как дискриминация, а главная цель социальной работы с инвалидами – помочь обществу в приспособлении к нуждам людей с ограниченными возможностями здоровья, а также помочь самим людям с инвалидностью осознать и реализовать свои человеческие права.

Одна из главных и ответственных задач современной государственной политики - изменение общественного отношения к проблеме инвалидности и инвалидам, развитие системы социальной реабилитации.

Рис. 1. Потребности инвалидов в разных сферах жизнедеятельности

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ж. Гудкова татьяна викторовна Современные пути интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в социальную жизнь // Вестник НГПУ. 2016. №1 (29) С.68-76.

Е.Больницкая А. Н. Инвалиды и общество // Мониторинг. 2014. №4 (122).

д. Использование социальных технологий в решении социальных проблем: теоретиче- ские аспекты. // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по обра- зованию в области социальной работы. – 2012. – № 2. – С. 164–171

г. Супрун Н. Г. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема // Современная возрастная психология: основные направления и перспективы исследования. – Materials of the international scientific conference on October 20–21, 2015/ – C. 171-174.

в. Павлюк Светлана Викторовна, Рерух Елена Владимировна Социальное положение пожилого человека в современной России // Kant. 2014. №4 (13).

б. Брушлинский А.В. Введение в психологию/Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр "Академия", 1996.

а. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология: Учебное пособие. –М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. С.85.

Федеральный закон от 10.12.1995 №195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 15.11.1995) // Российская газета, №243, 19.12.1995.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12. 2001 №166-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.04.1998) (ред. от 18.07.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации 20.07.2009.

Аракчеев, В.С. Пенсионное право России. / В.С. Аракчеев – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – 300 с.

Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Учебное пособие для вузов – М.: Книжный мир. 2009. – 293 с.

Нестерова Г.Ф., Лебедева С.С., Васильев С.В. Социальная работа с пожилыми и инвалидами. – М.: Академия, 2009.- 288с.

Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. М.: ИТК Дашков, 2008. – 568 с.

Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 405 с.

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993.25 декабря.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"

Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г № 197-ФЗ (ред. от 17 августа 2009 г.) // Российская газета. 2009.21 августа.

Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 17 августа 2009 г.) //

О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (ред. от 22 августа 2004 г.) // Российская газета. 1995.4 августа.

Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. // Российская газета. 1995.19 декабря.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: Федеральный закон от 22 июля 1993. № 5487-1 (с изменениями и дополнениями на 12 декабря 2008 г.) // Российская газета. 2008.31 декабря.

Об образовании: Федеральный закон гот 13 января 1996 г. № 12_ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета. 1996.23 января.

О социальной защите инвалида в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 28 апреля 2009 г.) // Российская газета. 2009. 5 мая.

Федеральный Перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидами государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. № 1151 (ред. от 17 апреля 2002 г. № 244) // Российская газета. 2002.24 апреля.

Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. - Ростов - н/Д.: Феникс, 2009. - 346 с.

Батяев А.А. Комментарий Федеральному закону от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". - М.: Юристъ, 2009. - 542 с.

Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 187 с.

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2005 - 940 с.

15. Основы социальной работы. - М.: Академия , 2008. - 288 с.

Право социального обеспечения: учебник / под ред.К.Н. Гусова. - М.: Инфра-М, 2007. - 328 с.

Социальная защита населения. Опыт организационно-административной работы. М.: "МарТ ", 2007. - 400 с.

Ткаченко В.С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов. - М.: Дашков и Ко , 2009. - 384 с.

Харин К.С. Право социального обеспечения: учеб. Пособие. В 2 ч. Ч.1. - СПб.: ГУАП, 2008. - 360 с.

Харин К.С. Право социального обеспечения: учеб. Пособие. В 2 ч. Ч.2. - СПб.: ГУАП, 2008. - 297 с.

Якушев А.В. Социальная защита. Социальная работа: конспект лекций. - М.: А-Приор , 2010. - 144 с.

Фирсов М. В, Студенова Г.Е. Теория социальной работы. - М.: Академический проект , Гаудеамус , 2009. - 512 с.

Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. Она служит предметом достаточно широких научных дискуссий, объем понятия и его содержание
у различных исследователей значительно отличаются.

Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.

Термин «политика» на теоретическом уровне понимается весьма многозначно, но суть его заключается в том, что он отражает сферу жизнедеятельности людей, связанную с властными отношениями, государством, политическими партиями, общественно-политическими движениями, организациями, отдельными гражданами, действия которых призваны гарантировать жизнедеятельность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.

Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается


гарантированный размер минимальный оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст. 7). Государство является одним из исторически сложившихся устойчивых форм организаций совместной жизнедеятельности людей. Социальное государство способствует социальной стабильности в обществе. Среди других субъектов социальной политики выделяются различные партии, общественные движения и объединения, а также сами граждане (гражданские инициативы).

Одной из главных функцией государства является разработка и осуществление социальной политики, ориентированной на служение обществу, обеспечение социальной безопасности, удовлетворение потребностей населения. Итак, в границы социальной политики включается достаточно обширный круг вопросов жизнедеятельности индивидов и общества. Поле социальной политики, таким образом, имеет протяженность от политики, направленной на обеспечение выживания и поддержание жизнедеятельности слабейших членов общества - инвалидов, престарелых, одиноких, беженцев, представителей национальных меньшинств и т д., - до обеспечения функционирования и развития общества в целом. Цель же общественного развития - увеличение социальности в обществе , возрастание возможностей социального функционирования для всех индивидов, независимо от их происхождения, социального статуса, физических особенностей или интеллектуальных способностей. Поэтому социальная политика современного общества должна быть направлена на повышение степени свободы индивидов, расширение возможностей их выбора, реализацию потенциала саморазвития.

Таким образом, основными целями социальной политики на современном этапе являются:

Максимальное сохранение и развитие физического, интеллектуального, духовно-этического потенциала страны;

Формирование трудовой мотивации, отвечающей требованиям
легального рынка, ориентированного на позитивное расширенное воспроизводство «человеческого капитала» России, т. к. без этого не начнется экономический подъем, не будет эффективной экономики, полноценного рынка;

Создание институциональных и социально-экономических предпосылок для реализации гражданами различными общественными слоями


и группами населения своих потребностей и интересов, проявления своей активности и раскрытия личности, без этого не будет предпосылок гражданского общества, личной свободы, реальной демократии.

В ходе проводимых радикальных преобразований общество постепенно и закономерно приходит к осознанию абсолютной потребности во всеобъемлющей приоритетной социальной политике, без которой невозможно создание нормальных условий жизнедеятельности человека и сколько-нибудь полное использование его интеллектуального и профессионального потенциала.

Социальная политика имеет ряд важнейших характеристик, которые можно систематизировать по различным признакам характеристик
(см. таблицу 2).

Таблица 2

Признаки характеристики социальной политики


Признаки характеристик

Характеристики
социальной политики

Уровень разработки и реализации социальной политики

Государственная социальная политика

Региональная социальная политика

Муниципальная социальная политика

Социальная политика на предприятии,

в организации, учреждении


Содержание мероприятий, задач социальной политики

Организационные, правовые, социальные, экономические, финансовые, экологические,

демографические, идеологические,

пропагандистские, социокультурные


Период реализации

социальной политики


Долгосрочная

Среднесрочная

Краткосрочная

Текущая


Эффективность

Неэффективность


Эффективная - действенная, результативная,

прагматичная, реализованная в значительной

мере, понятная населению

Неэффективная - нереальная, «бумажная»,

не реализованная в значительной мере,

отторгаемая населением

Предметом социальной политики является трансформация социальных отношений в обществе, ведущая к дифференциации структуры населения и требующая адресной социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что социальная политика представляет собой проводимую государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллективами систему мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа и обеспечением социально-политической стабильности.

Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. Ее основными направлениями, отражающими специфику, являются следующие:

1. Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние).

2. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения).

3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии).

4. Основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт).

5. Социоэкологическая политика.

6. Политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание).

7. Миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав
и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция).

8. Политика в отношении отдельных категорий населения (семейная, молодежная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов).

Наиболее полное представление о правовой и нормативной защите социальных интересов различных групп населения, об организации конкретной помощи и социальной поддержки дают документы, разграничивающие полномочия федеральных и региональных органов власти. Так, федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в РФ; устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры; разрабатывают целевые социальные программы; формируют внебюджетные государственные фонды; определяют условия и порядок компенсации денежных доходов
и сбережений населения в связи с инфляцией и т. д.

Региональные органы власти разрабатывают и реализуют региональные законы и социальные программы; обеспечивают функционирование учреждений социальной инфраструктуры; разрабатывают направления адресной социальной помощи и планируют развитие инфраструктуры; определяют жилищную политику, политику в области образования, здравоохранения и т. д. Цель государства - посредством социальной политики обеспечить социальную безопасность. Термин «социальная безопасность» наиболее часто употребляется в понимании обеспечения основ безопасности жизнедеятельности как отдельного индивида, так и всего общества в целом. В систему социальной безопасности включаются различные направления:


      • глобальная и региональная безопасность: национальные интересы, общественная безопасность и стратегическая стабильность;

      • общественная безопасность: социально-экономическая, национально-культурная, экологическая, информационно-технологическая и др.;

      • личная безопасность в современной общественно-политической обстановке и условиях производства, безопасность личности в условиях перехода к рынку и введения частной собственности на средства производства;

      • безопасность в чрезвычайных ситуациях, в экстремальных условиях.
Социальная безопасность рассматривается, прежде всего, как возможность человека удовлетворить свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы. Она достигается тогда, когда обеспечивается нормальный уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, складывающийся из нескольких компонентов: размера реальных душевых доходов; объема потребляемых благ и используемых услуг; установившихся цен на товары и услуги; обеспеченности жильем; доступности образования, медицинского, культурного обслуживания, экологической безопасности и т. д.

Сегодня основными параметрами социального государства, гарантирующего социальную безопасность, считаются:

1. Развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет и размеры бюджетных отчислений на социальную сферу.

2. Развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения.

3. Развитая правовая система, где осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти; отработана нормативно-правовая база социальной работы, взаимодействие государственных органов, гражданского общества и частных инициатив.

Общепринято, что социальное государство должно обеспечивать:

1. Движение к достижению в обществе социальной справедливости.

2. Ослабление социального неравенства.

3. Предоставление каждому работы или иного источника существования.

4. Сохранение мира и согласия в обществе.

5. Формирование благоприятной для человека жизненной среды.

Одним из структурных элементов социальной политики является социальная работа, сущность которой во многом определяется самопомощью, проявлением гражданских инициатив, развитием собственных ресурсов, изначально присущих индивиду или группе людей. Основной цель социальной работы - увеличение степени самостоятельности клиента, формирование у него навыков и умений строить свою жизнь и решать возникающие проблемы. В условиях перехода общества к социально ориентированной экономике перед социальной работой встают следующие задачи:


  • осуществление перехода от государства, декларирующего готовность решать все социальные проблемы, к самому человеку, сделать его положение более самостоятельным и независимым;

  • создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

  • адаптация и интеграция людей в обществе;

  • создание условий, при которых человек, несмотря ни физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих.
Таким образом, социальная работа представляет собой интегрированный, универсальный вид деятельности, целью которого является удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных и прежде всего наиболее социально уязвимых слоев населения.

Социальная политика тесно взаимосвязана с социальной защитой населения, предусматривающей систему законодательных, экономических, социальных, социально-психологических гарантий населению и обеспечение социальной справедливости различных категорий с учетом их


социального положения и социально-психологических свойств. Среди наиболее социально уязвимых слоев населения можно выделить пожилых людей, количество которых растет с каждым годом. В 2000 г. в России насчитывалось 25,8 млн человек в возрасте 60 лет и старше и 30,6 млн человек старше трудоспособного возраста, в связи с чем особую актуальность в области социальной политики приобретает разработка системы социальной защиты пожилых людей, инвалидов, их семей.

Предпринимаются шаги, направленные на сохранение нравственных ценностей, носителями которых традиционно являются пожилые люди, на укрепление солидарности поколений, вовлечение пожилых людей


в политическую, социальную и культурную жизнь.

Многочисленный социальный слой пожилого населения Российской Федерации, обладающий правом получения социальных льгот, составляют ветераны. В настоящее время в стране проживает 34,4 млн человек, подпадающих под действие закона «О ветеранах», в т. ч. 11,6 млн ветеранов Великой Отечественной войны, 350 тыс. участников боевых действий на территориях других государств, 370 тыс. блокадников Ленинграда, 895 тыс. членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, 20,7 млн ветеранов труда, 630 тыс. ветеранов военной службы. Объем средств из централизованных источников финансирования для предоставления льгот ветеранам увеличен более чем в 3 раза


(с 1,6 до 5 млрд рублей). При этом они аккумулируются по соответствующей бюджетной классификации с предоставлением субъектам Российской Федерации большего объема прав и ответственности за их использование. Положение осложняется неоднократно регистрируемыми случаями отказа отдельных хозяйствующих субъектов в предоставлении ветеранам льгот. Особое беспокойство вызывает лекарственное обеспечение инвалидов и участников войны. Во многих субъектах Российской Федерации они не могут получить то, что предусмотрено гарантированным перечнем лекарственных препаратов, выдаваемых бесплатно либо по льготным ценам. Сложной остается обстановка с предоставлением жилья инвалидам и участникам войны. Для решения возникшей проблемы федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления решений по вопросам социальной защиты ветеранов необходимо активнее привлекать представителей соответствующих объединений ветеранов (ст. 25 Закона «О ветеранах»).

Укрепление у пожилых людей чувства защищенности требует постоянного изменения набора предоставляемых им социальных услуг. Вместе с тем необходимо принимать во внимание, каким образом это изменение сказывается на положении других членов общества - детей, женщин, молодежи, на благосостоянии семей, отношениях в гражданском обществе, экономике и государстве. Во многих странах государственные ассигнования на социальные услуги становятся объектом бюджетных ограничений, связанных с реальными возможностями бюджетов и необходимостью проведения сбалансированной государственной социальной политики.


В этих условиях решение проблем социальной защищенности пожилых людей требует более активного участия гражданского общества, поскольку социальные издержки безразличия, пассивности или бездействия по отношению к зависимым пожилым согражданам слишком высоки.

Различия среди пожилых людей углубляет существующая градация прав и предоставляемых льгот - следствие сформировавшегося разделения пожилых граждан на множество категорий. Государство несет большой груз социальных обязательств, выполнение которых напрямую зависит от экономических возможностей. Случаи неисполнения этих затратных для бюджетов обязательств, особенно в регионах с неблагоприятной социально-экономической ситуацией, вызывают негативное отношение получателей льгот. По ряду причин система социальных льгот отдельным категориям граждан, в т. ч. пожилого возраста, требует реформирования, разработки механизмов постепенного перехода от предоставления социальных льгот в натуральном выражении к адресной социальной помощи.

Социальная политика в отношении граждан старшего поколения России направлена на предупреждение сегрегации по возрастному признаку. Дальнейшее совершенствование законодательной базы в сфере социальной защиты пожилых людей видится в том, чтобы положения законов, защищающих каждого гражданина, разумно дополнялись нормами по поддержанию прав и свобод лиц пожилого возраста, нуждающихся в дополнительных гарантиях в силу своего состояния. Имеется в виду преимущество функционального критерия над критерием возрастным.

Социальная политика призвана заботиться и об охране здоровья пожилых людей. По данным социологических исследований в различных регионах страны, в контингенте маломобильного населения около 80 % пожилых людей нуждаются в медицинской помощи, которая предоставляется им за счет средств обязательного медицинского страхования.


В современных условиях более обеспеченные пожилые люди могут воспользоваться и платными медицинскими услугами. Складывается интеграционная модель организации медицинской помощи лицам пожилого возраста, которая положительно зарекомендовала себя в условиях дефицита финансовых ресурсов. Геронтологические подразделения вливаются в существующие учреждения здравоохранения, социального обслуживания и другие структуры.

В последние годы получила развитие сеть врачебно-физкультурных диспансеров и физкультурно-оздоровительных центров для пожилых людей, групп общей физической подготовки при стадионах и других спортивных сооружениях, физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства в городах Москве, Иркутске, Тюмени, Екатеринбурге, Смоленске, Краснодаре, Нижнем Новгороде и др.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что спрос населения, особенно граждан пожилого возраста, на социальные услуги устойчив
и в будущем будет возрастать. Наличие большого числа групп пожилых людей с особыми потребностями (инвалидов пожилого возраста, долгожителей, одиноких длительно болеющих пожилых людей, пожилых людей отдаленных сельских районов и др.) приводит к изменению структуры спроса на социальные услуги. В связи с этим козникает потребность
в увеличении количественных и качественных показателей социального обслуживания.

В настоящее время главным направлением социальной политики становиться проведение конкретных мероприятий по повышению качества жизни и улучшению социального положения граждан старшего поколения, внедрение в деятельность учреждений социальной сферы инновационных социальных технологий в целях обеспечения свободного доступа


к общественным ценностям, благам и услугам. Для этого необходимо
в сфере защиты прав и интересов пожилых людей :

  • обеспечить реализацию федеральных законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ» и других нормативно-правовых актов (с учетом федерального бюджета);

  • продолжить формирование на федеральном и региональном уровнях нормативной правовой базы по предоставлению населению платных социальных услуг и стационарного обслуживания;

  • содействовать мерам социальной работы по защите от проявлений физического или психологического насилия лиц пожилого возраста;

  • содействовать обеспечению равных возможностей пожилых женщин и мужчин при получении социальных услуг;

  • обеспечить участие социальных работников и специалистов в области геронтологии и гериатрии в правовом просвещении граждан старшего поколения.
В сфере улучшения социального положения пожилых людей необходимы:

  • улучшение жизнеобеспеченности граждан старшего поколения
    с учетом возраста, состояния здоровья, способности к самообслуживанию, семейного и имущественного положения;

  • поддержка посильной занятости лиц пенсионного возраста, вовлечение в добровольную социально значимую деятельность;

  • организация работы по поддержанию социально-культурной
    активности пожилых людей;

  • создание возможностей для развития индивидуальных способностей, реализации творческого потенциала в пожилом возрасте;

  • использование новейших информационно-компьютерных (в т. ч. сетевых) технологий для организации досуга, общения, удовлетворения познавательных потребностей, профессиональной и общественной деятельности, адаптации и реабилитации пожилых людей;

  • организация клубов для пожилых людей, активизация деятельности по созданию служб доверия для пожилых людей.
В сфере оптимизации отношений между поколениями и положения пожилых людей в семье :

  • активизация усилий по решению проблем взаимопонимания с младшими поколениями, предотвращение последствий конфликтных ситуаций в семье, профилактика жестокого обращения к пожилым людям;

  • разработка и апробация инновационных технологий семейного ухода за пожилыми людьми с целью продления пребывания в домашних условиях до тех пор, пока это возможно;

  • содействие семьям, обеспечивающим помощь и уход за пожилыми родственниками;

  • социально-психологическая поддержка лиц пожилого возраста, особенно одиноких, программа знакомств пожилых людей с целью образования семьи.
В сфере организации социального обслуживания пожилых людей :

  • повышение качества социального обслуживания на дому и в стационарных условиях как фактора повышения качества жизни в пожилом возрасте;

  • предоставление социальных услуг пожилым людям на условиях реализации принципа индивидуального подхода, применение инновационных технологий;

  • развитие сети учреждений социального обслуживания новых типов, прежде всего геронтологических центров, домов малой вместимости, домов временного проживания, геронтопсихиатрических центров, мобильных социальных служб;

  • максимальное использование возможностей материально-техни-ческой базы стационарных учреждений с целью создания условий для участия проживающих в домах-интернатах в социальной , культурной
    и политической жизни;

  • развитие спектра дополнительных платных услуг в государственном и негосударственном секторе социального обслуживания;

  • концентрация усилий на оказание пожилым людям социально-медицинских услуг, в т. ч. на базе учреждений хосписного типа, включая хосписы на дому;

  • организация и проведение адресной реабилитационной и физкультурно-оздоровительной работы с пожилыми людьми, направленной на укрепление здоровья, профилактику заболеваний, предупреждение преждевременного старения;

  • осуществление взаимодействия с общественными объединениями, благотворительными организациями, семьями и добровольцами в деятельности по предоставлению пожилым людям и инвалидам социальных услуг.
В связи с перечисленным нельзя забывать об уровне подготовки специалистов социальной сферы, который предполагает постоянное повышение интеллектуально-нравственного потенциала и формирование личной этической позиции на основе глубокого осмысления общечеловеческих ценностей и принципов социальной работы. Специалисты по социальной и медико-социальной работе с пожилыми людьми должны постоянно стремиться к повышению престижа своей профессии.

Вопросы для контроля

1. Сущность понятия «политика».

2. Понятие «социальное государство».

3. Параметры социального государства.

4. Критерии эффективности и неэффективности мер социальной политики.

5. Основные направления социальной политики.

6. Понятие «социальная безопасность».

1. Социальная политика в отношении пожилых людей и инвалидов.

Применительно к лицам пожилого возраста и инвалидам в Р.Ф. охраняется здоровье, устанавливаются государственные пенсии и пособия, обеспечиваются государственная поддержка через систему социальных служб, гарантируются условия для культурно-образовательной деятельности. Особое значение для создания пожилым людям и инвалидам достойных условий жизни имеют, конституционные нормы о праве на жилище, достоинстве личности, свободе совести и вероисповедания, частной собственности, праве на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной. Конституционная гарантия права на свободный труд полностью распространяется на пожилых людей и инвалидов и не содержит каких-либо ограничений.

Законодательство Р.Ф., реализующее указанные конституционные гарантии прав пожилых людей и инвалидов, содержит 3 вида норм:

Нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей и инвалидов;

Нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и инвалидов и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи;

Нормы, регулирующие положение особых групп(ветераны, инвалиды, различные категории пожилых людей в зависимости от возраста).

Кроме того, разрабатываются государственные программы. Основополагающие целевые установки Программ - это улучшение социального положения граждан старшего поколения и инвалидов, создание благоприятных условий для реализации их прав и полноценного участия в экономической, общественной, культурной и духовной жизни России, улучшение межведомственной координации при решении проблем пожилых людей и инвалидов.



2. Деятельность государства в интересах пожилых людей и инвалидов.

3. Законодательство РФ. реализующее конституционные права пожилых людей и инвалидов.

В целях наиболее полной реализации, права пожилых граждан и инвалидов развиваются в указах Президента Р.Ф., постановлениях Правительства Р.Ф., актах федеральных органов исполнительной власти законодательстве субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ"О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе. Постановление правительства РФ от 25 ноября 1995г. № 1151 «О фед-ом перечне гарантированных гос соц услуг, предоставляемым гражданам пожелого возраста и инвалидам гос-ыми и муницип-ми учреждениями соц обслуживания».

I. Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания: материально-бытовые услуги, услуги по организации питания, быта, досуга, социально -медицинские и санитарно -гигиенические услуги.

II. Услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию: услуги по организации питания, быта и досуга(покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов); социально - медицинские и санитарно -гигиенические услуги; содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями; содействие в трудоустройстве; правовые услуги; содействие в организации ритуальных услуг.

III. Дополнительные услуги , оказываемые специализированными отделениями помощи на дому, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения (социально - медицинское обслуживание на дому): наблюдение за состоянием здоровья; оказание экстренной доврачебной помощи; выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначению лечащего врача; оказание санитарно - гигиенических услуг; кормление ослабленных больных; проведение санитарно - просветительной работы.

VI. Услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи, создаваемыми при органах социальной защиты населения, или муниципальными центрами социального обслуживания (срочное социальное обслуживание предусматривает оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке): обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; оказание материальной помощи; содействие в предоставлении временного жилого помещения; обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовым и наборам и; организация экстренной медико-психологической помощи; содействие в трудоустройстве; организация юридических и иных консультаций.

V. Услуги, предоставляемые в полустационарных условиях (отделениях дневного (ночного) пребывания, создаваемых в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения), в том числе для лиц без определенного места жительства: услуги по организации питания, быта и досуга; социально - медицинские услуги; содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственным и способностям и; правовые услуги.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Р.Ф., целью которой является обеспечение инвалидам равных с другим и гражданам и возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Р.Ф., а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международным и договорам и Российской Федерации.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ«О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Определяет условия получения пенсий, в том числе по инвалидности.

4. Региональная политика в отношении пожилых людей и инвалидов.

5. Сущность социальной политики в отношении ветеранов.

Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает:

1) создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти;

2) реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей;

3) выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе;

4) пропаганду с использованием средств массовой информации важности добросовестной военной службы и трудовой деятельности, значения государственных наград за ратные и трудовые подвиги.

Федеральный закон "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Федеральный закон о ветеранах

Закон о ветеранах содержит три главы:

Глава I содержит общие положения для ветеранов: категории ветеранов, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий, ветераны военной службы. Ветераны труда, ветераны государственной службы, расходные обязательства по социальной защите и социальной поддержке ветеранов, организационные основы реализации функций органов государственной власти по делам ветеранов, государственная политика в отношении ветеранов, законодательство Российской Федерации о ветеранах и сфера применения этого Федерального закона.

II глава рассматривает социальную защиту ветеранов: социальная поддержка ветеранов, меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, меры социальной поддержки инвалидов войны, меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, меры социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Рассматривает меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, меры социальной поддержки военнослужащих, меры социальной поддержки награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Также рассматривает меры социальной поддержки лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, меры социальной поддержки лиц, работавших операционных зон действующих флотов, меры социальной поддержки лиц, работавших на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог.

Меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Меры социальной поддержки для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, меры социальной поддержки для ветеранов труда. Также эта глава рассматривает ежемесячную денежную выплату ветеранам, обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем и оказание ритуальных услуг.

Глава III - это заключительные положения, которые включают в себя: общественные объединения ветеранов, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации о ветеранах, Судебную защиту прав ветеранов, документы, подтверждающие права ветеранов.

6. Хартия третьего тысячелетия в отношении инвалидов.

Хартия третьего тысячелетия 1999 года. Отражает стремление создать мир с равными возможностями для инвалидов я обеспечить полноценную включенность этой категории населения во все сферы жизни общества. Хартия призывает к устранению физических и психологических барьеров перед людьми с инвалидностью, к использованию всех ресурсов и достижений человечества для обеспечения инвалидам к социальной инфраструктуре в полном объеме. Особое внимание уделяется праву инвалидов на реабилитацию и созданию условий для восстановления способностей инвалидов к самостоятельной жизни.

Для обеспечения эффективного осуществления права на независимость, социальную интеграцию и на участие в общественной жизни нетрудоспособных лиц независимо от возраста, характера и происхождения их нетрудоспособности Стороны, в частности, обязуются:

1. Принять необходимые меры для того, чтобы профессионально ориентировать лиц с пониженной трудоспособностью и предоставить им возможность профессиональной подготовки (там, где это возможно) в рамках общей системы образования, а там, где это невозможно, через специализированные государственные и частные учреждения

2. Активно способствовать занятости лиц с ограниченной трудоспособностью путем всяческого поощрения предпринимателей нанимать на работу таких лиц, использовать их в обычной производственной среде и приспосабливать условия труда к нуждам нетрудоспособных, а там, где это невозможно, создавать специальные рабочие места и производственные участки для инвалидов. В некоторых случаях такие меры могут потребовать обращения к специализированным службам занятости и поддержки инвалидов.

3. Содействовать полной социальной интеграции лиц с пониженной трудоспособностью в общественную жизнь, их участию в делах общества путем проведения мер, включающих техническую помощь, направленную на преодоление барьеров в общении и затруднений мобильности, и обеспечивающих доступ инвалидов к транспортным средствам, жилью, культурным учреждениям и учреждениям досуга.


Социальное партнерство.

Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Принципы социального партнерства:

Равноправие сторон;

Уважение и учет интересов сторон;

Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

Соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Полномочность представителей сторон;

Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

Добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в

случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Уровни социального партнерства:

- На федеральном уровне , на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

- На межрегиональном уровне , на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

- На региональном уровне , на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

- На отраслевом уровне , на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

- На территориальном уровне , на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

- На локальном уровне , на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Формы социального партнерства:

Коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

Взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Участия работников, их представителей в управлении организацией;

Участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Документы: Трудовой Кодекс РФ.