Основные закономерности непроизвольной памяти их личностная обусловленность. Основные закономерности запоминания

Основные закономерности запоминания

Немецкий ученый Г. Эббингауз вывел ряд закономерностей запоминания, руководствуясь исследованиями, где использовался трудный по своему смысловому составу материал и для запоминания предлагались бессмысленные слоги.

1. Сравнительно простые события, произошедшие единственный раз в жизни, но оставившие особо сильные впечатления в памяти. Через много-много после события они могут возникать в памяти отчетливо и ярко.

2. Менее интересные события, но более сложные, которые человек может переживать десятки раз не фиксируются в памяти. Через сравнительно короткое время они исчезают.

3. Человек может ошибаться, воспроизводя события, но при этом быть уверенным в их правильном и верном воспроизведении. Может быть совсем наоборот, чисто интуитивно человек может воспроизводить события правильно, но не осознавать этого.

4. Достаточно один раз пережить событие, которому уделяете пристальное внимание, и оно надолго сохранится в памяти. В дальнейшем можно точно и в правильном порядке воспроизвести основные элементы события по памяти.

5. Предварительное повторения материала, который необходимо заучить, экономит время, если количество повторений не превышает количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

6. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества превышающего объем кратковременной памяти, то количество запоминаемых и воспроизведенных членов этого ряда уменьшится по сравнению с количеством воспроизведенных членов ряда, объем которого не превышает максимальный объем кратковременной памяти, при однократном предъявлении этого ряда.

7. При увеличении членов ряда превышающих объем максимальной кратковременной памяти, возрастает число повторений, которые необходимы для его запоминания и воспроизведения. Например, если ряд состоит из шести бессмысленных слогов, при единократном просмотре, человек может повторить шесть слогов из шести. Если ряд состоит из 12 слогов, то человеку потребуется четырнадцать или шестнадцать повторений этого ряда, чтобы произвести шесть слогов по памяти. Если ряд состоит из большего количества слогов, то потребуется еще больше повторений, чтобы получить тот же результат. Ряд из тридцати шести бессмысленных слогов потребует пятьдесят пять повторений, чтобы воспроизвести шесть слогов.

8. Для ассоциативной связи впечатлений важным является, были ли это отдельные разрозненные впечатления или же логически связанные в одно целое.

9. Впечатления, поразившие вас, запоминаются гораздо лучше и надежнее, чем привычные.

10. Чтобы лучше запомнить материал, выученный заранее, надо его снова повторить.

11. При запоминании длинного ряда, лучше всего воспроизводятся в памяти начало ряда и конец.

12. Любое новое впечатление, полученное человеком, остается в памяти, но со временем оно вступает в ассоциативную связь с другими впечатлениями и несколько изменяется. Новое впечатление изменяется под воздействием имеющихся в памяти, а они, в свою очередь немного изменяются под воздействием этого впечатления.

13. Повторное повторение подряд заучиваемого материала менее эффективно, чем повторение, через некоторые промежутки времени.

14. Если материал интересен и человек заинтересован в нем, то запоминание происходит без особого труда. Особенно это заметно в зрелые годы.

15. Память человека тесно связана с личностью человека – патологические нарушения и изменения в личности, всегда ведут к нарушению памяти.

16. Усиливая внимание к заучиваемому материалу, уменьшает количество необходимых для запоминания материала повторений. Увеличенное количество повторений материала, при отсутствии внимания и интереса к заучиваемому материалу, не способствует более быстрому запоминанию.

17. Память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же принципу: при потере памяти страдают в первую очередь недавно полученные впечатления и впечатления более сложные. При восстановлении памяти происходит обратный процесс, сначала восстанавливаются более простые и более старые впечатления и воспоминания, а затем, более новые и более сложные.

Изучение этих и многих других фактов позволило ученым вывести ряд законов памяти. При восстановлении, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные функции головного мозга и происходят различные операции по переработке данных, по перекодированию, а также происходит анализ информации, синтез, обобщение и другие. Все эти функции и операции обеспечивают смысловое содержание материала, которое определяет его запоминание и воспроизведение.

При воспроизведении какого-то текста с целью его запоминания, запоминаются не слова и предложения, из которых состоит текст. Запоминается его смысловое содержание, содержащиеся в тексте мысли. Они первыми и приходят нам на память, когда возникает необходимость воспроизвести данный материал.

Если человек дает себе мысленную установку, определенную мнемическую задачу на запоминание, то и запоминание происходит легче. Установка рассчитана на считывание и хранение информации в течение определенного времени.

Большую роль в запоминании и воспроизведении материала играет повторение, но при этом особое внимание надо уделять на понимание и осознание материала.

Для хорошего заучивания и усвоения материала нецелесообразно сразу учить его наизусть. Надо распределить количество повторений так, чтобы большая часть повторений приходилась на начало и конец заучивания, а на середину – меньшее. По данным, полученным ученым А. Пьероном, такое распределение повторений в течение дня дает экономию времени более чем в два раза, по сравнению с тем, когда материал заучивается сразу наизусть.

Любая из частей, на которые подразделяется заучиваемый материал, должна представлять законченную по смыслу цель. В таком случае материал лучше будет откладываться в памяти, легче запоминаться и воспроизводиться.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Игра на бирже автора Дараган Владимир Александрович

Из книги Как выигрывать с помощью карт автора Мельников Илья

Способ запоминания вышедших из игры карт 1. Как только карта вышла из игры, надо разрушить созданный вами образ для этой карты.2. Можно образ сломать, утопить, поджечь, разбросать, развеять, разрушить и так далее.3. Сразу же надо представить это зрительно – как разрушается

Из книги Методы спецслужб автора Мельников Илья

Процесс запоминания карты в колоде Приведенный расклад карт поместим в таблицу Для удобства запоминания в таблице карты разбиты по парам: «туз-семерка», «валет – девятка», «дама – восьмерка», «король – десятка», по другому это можно представить: Т-7, В-9, Д-8, К-10. Вся

Из книги Интуитивный трейдинг автора Луданов Николай Николаевич

Система запоминания колоды из пятидесяти двух карт Способ 1Карты в колоде из пятидесяти двух карт, должны быть расположены в следующем порядке:Тп Вп 2ч 5т8б Кп 3ч 6т9б Дп 4ч7т10б Тч Вч 2т 5б8п Кч 3т 6б9п Дч 4т7б10п Тт Вт 2б 5п8ч Кт 3б 6п9ч Дт 4б7п10ч Тб Вб 2п 5ч8т Кб 3п 6ч9т Дб 4п7ч10тДля лучшего

Из книги Развитие памяти [Секретные методики спецслужб] автора Ли Маркус

Система запоминания колоды из пятидесяти двух карт

Из книги Помнить все! Как развить суперпамять автора Фокс Маргарет

Техники запоминания людей 1. Убедитесь, что абсолютно одинаковых людей не бывает.2. Сразу же ассоциируйте человека с кем – нибудь, кто вам знаком. Например, вам представят человека по имени Владимир Ильич. Сразу же возникает ассоциативный образ– Ленин сидит за столом. На

Из книги Блестящее выступление. Как стать успешным оратором автора Седнев Андрей

Из книги Маркетинг для государственных и общественных организаций автора Котлер Филип

Из книги Супертренажер мозга для развития сверхспособностей [Активизируй «зоны гениальности»] автора Могучий Антон

Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина Ирина

3.1. Особенности восприятия и запоминания Первой ступенью обработки любой информации, поступающей в мозг по тем или иным сенсо?рным каналам, является ее узнавание. Узнавание – это процесс сличе?ния новых данных с уже имеющимися в памяти, воспроизведения похожих сведений и

Из книги автора

4.4. Ассоциации как средство для запоминания Одним из лучших способов запомнить какую-либо важную информацию является ассоциация. Ассоциативное мышление можно развить в себе тренировками, помогут в этом упражнения на создание мысленных образов и умение находить

Упражнения на развитие навыков запоминания Упражнение 1. Запоминание цифр Ниже расположены несколько строчек цифр. Ваша задача – поочередно запоминать и воспроизводить их, тратя на запоминание одной строки не более одной-двух секунд. Делается это так: положите линейку

Классификация явлений памяти

Различаютсяпроцессы памяти запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание иформы памяти: непроизвольная (непреднамеренная) и произвольная (преднамеренная).

В зависимости от вида анализаторов, сигнальной системы или участия подкорковых образований мозга различаютвиды памяти: образную, логическую и эмоциональную.

Образная память – представления – классифицируется по видам анализаторов: зрительная, слуховая, двигательная и т. д.

По способу запоминания различают непосредственную (прямую) и опосредованную (косвенную) память.

След от каждого впечатления бывает связан со множеством следов сопутствующих впечатлений. Косвенное запоминание и воспроизведение – это запоминание и воспроизведение данного образа по той системе связей, в которую образ входит, – по ассоциациям. Это непрямое, ассоциативное всплывание образов психологически гораздо содержательнее, чем прямое запоминание, оно приближает явления памяти к явлениям мышления. Основная работа памяти человека состоит из запоминания и воспроизведения следов по ассоциациям.

Различаются три вида ассоциаций.

1. Ассоциация по смежности: элементарный вид связи без существенной переработки информации.

2. Ассоциация по контрасту: связь двух противоположных явлений. Этот вид связей основан уже на логическом приеме противопоставления.

3. Ассоциации по сходству. Воспринимая одну ситуацию, человек по ассоциации вспоминает другую сходную ситуацию. Ассоциации по сходству требуют сложной переработки полученной информации, выделения существенных признаков воспринимаемого объекта, обобщения и сопоставления с тем, что хранится в памяти. Объектами ассоциации по сходству могут быть не только наглядные образы, но и понятия, суждения, умозаключения. Ассоциации по сходству – один из существенных механизмов мышления, основа логической памяти.

Таким образом, по способу запоминания память может быть механической и ассоциативной (смысловой).

Системы памяти. В любом виде деятельности осуществляются все процессы памяти. Но различные уровни деятельности связаны с функционированием различных механизмов, систем памяти.

Различаются следующие четыре взаимосвязанные системы памяти: 1) сенсорная – непосредственный чувственный отпечаток воздействующего объекта; 2) кратковременная; 3) оперативная; 4) долговременная.

Сенсорная память – непосредственное запечатление сенсорных воздействий, т. е. сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий объекта на очень краткий промежуток времени (0,25 сек). Это так называемыепослеобразы. Они не связаны с закреплением следов и быстро исчезают. Этот вид памяти обеспечивает непрерывность, целостность восприятия динамических, быстроизменяющихся явлений.



Кратковременная память – непосредственное запечатление совокупности объектов при одноактном восприятии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле восприятия. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки.

Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 сек. Объем ее ограничен 5–7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация.

Оперативная память – избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности. Так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним условие задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях.

Продуктивность оперативной памяти определяется способностью человека организовывать запоминаемый материал, создавать целостные комплексы – единицы оперативной памяти. Примерами использования различных блоков оперативных единиц может служить чтение по буквам, слогам, целым словам или комплексам слов. Оперативная память функционирует на высоком уровне, если человек видит не частные, а общие свойства различных ситуаций, объединяет сходные элементы в более крупные блоки, перекодирует материал в единую систему. (Так, запомнить номер АБД125 легче в виде 125125, т.е. перекодировав буквы и цифры соответственно месту букв в алфавите.)

Функционирование оперативной памяти сопряжено со значительным нервно-психическим напряжением, так как она требует одновременного взаимодействия ряда конкурирующих центров возбуждения. При оперировании с объектами, состояние которых изменяется, в оперативной памяти может удержаться не более двух переменных факторов.

Долговременная память – запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Отбор информации, входящей в долговременную память, связан с вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий.

Объем долговременной памяти зависит от релевантности информации, т. е. от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, для его ведущей деятельности.

Типы памяти – индивидуально-типологические особенности памяти. Они различаются по следующим качествам, встречающимся в различных комбинациях: объем и точность запоминания; скорость запоминания; прочность запоминания; ведущая роль того или иного анализатора (преобладание у данного человека зрительной, слуховой или двигательной памяти); особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем (образный, логический и средний типы). Различные сочетания индивидуально-типологических особенностей дают многообразие индивидуальных типов памяти (табл. 9).

Существуют большие индивидуальные различия в скорости запоминания материала и продолжительности его сохранения в памяти. (Так, в ходе психологических опытов было установлено, что для запоминания 12 слогов одному человеку требуется 49 повторений, а другому лишь 14.)

Существенная индивидуальная особенность памяти – направленность на запоминание определенного материала. (Известный криминалист Ганс Гросс рассказывал о крайне плохой памяти своего отца на имена людей. Отец не мог безошибочно сказать, как зовут его единственного сына, в то же время он очень точно и надолго запоминал разнообразный статистический материал.)

Таблица 9

Классификация явлений памяти

Одни люди запоминают материал непосредственно, а другие стремятся использовать логические средства. У одних память близка к восприятию, у других – к мышлению. Чем выше уровень умственного развития человека, тем больше его память приближается к мышлению. Интеллектуально развитый человек запоминает преимущественно с помощью логических операций. Но развитие памяти не находится в прямой связи с интеллектуальным развитием. У некоторых людей очень развита образная (эйдетическая) память.

Закономерности памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения) связаны с формами памяти.

Условиями успешного непроизвольного запоминания являются: 1) сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора); 2) то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону и т. п.); 3) раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума (например, профессионально значимые предметы); 4) раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску; 5) то, что более всего связано с потребностями данного человека; 6) то, что является объектом активной деятельности. Так, условия задачи, которую мы долго решаем, запоминаются непроизвольно и прочно.

Но в деятельности человека чаще возникает необходимость специально запомнить что-либо и воспроизвести это в соответствующих условиях. Это произвольное запоминание, при котором всегда ставится задача – запомнить, т. е. осуществляется специальная мнемическая деятельность.

В процессе развития человека произвольное запоминание формируется сравнительно поздно (в основном к периоду школьного обучения). Этот вид запоминания интенсивно развивается в учении и трудовой деятельности.

Условиями успешного произвольного запоминания являются: 1) осознание значимости и смысла запоминаемого материала; 2) выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала; 3) выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа; 4) содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания; 5) эмоционально-эстетическая насыщенность материала; 6) возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта; 7) установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях; 8) материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.

При заучивании материала существенно рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания.

При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания – мнемотехника (от греч. mnēmē– память и technē – искусство; искусство запоминания): создание вспомогательных искусственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, привычной схеме, легко запоминающемся ритмическом темпе. Со школьных лет всем известен мнемонический прием запоминания последовательности цветов светового спектра: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан".

Произвольная память – память целенаправленно организуемая. Исследования показывают, что человек легко удерживает и воспроизводит лишь 3–4 изолированных объекта (при одномоментном их восприятии). Ограниченность объема одномоментного удержания и воспроизведения материала обусловленаретроактивным и проактивным торможением (торможением, возникающим от предшествующих и последующих воздействий).

Если испытуемому дается ряд из 10 слогов, то первые и последние слоги запоминаются легче, а средние – хуже. Чем объясняется этот факт? Первые элементы не испытывают тормозного влияния со стороны предшествующих впечатлений, а последние члены ряда не испытывают торможения со стороны последующих элементов. Средние же члены ряда испытывают торможение как со стороны предшествующих (проактивное торможение), так и со стороны последующих элементов (ретроактивное, обратнодействующее торможение). Указанная закономерность памяти (лучшее запоминание крайних элементов) называетсяфактором края.

Если запоминаемый ряд состоит из четырех элементов, то в первую очередь запоминаются первый, второй и четвертый, хуже – третий. Поэтому в четверостишиях следует обратить внимание на третью строку – "ахиллесову пяту" конструкции. Характерно, что именно в третьих строках четверостиший поэты часто допускают нарушения размера с тем, чтобы вызвать к ней повышенное внимание. Вот как звучит, например, первое четверостишие стихотворения Н. М. Языкова "Муза":

Богиня струн пережила

Богов и грома и булата.

Она прекрасных рук в оковы не дала

Векам тиранства и разврата.

Трудно запомнить перечень из 18 разнообразных предметов. Но перечисление покупок Ноздрева, героя "Мертвых душ", не оказывается слишком сложным для запоминания. В этом нам помогает сам автор, который осуществляет необходимую контрастную организацию перечня. "Если ему (Ноздреву) на ярмарке посчастливилось напасть на простака и обыграть его, он накупал кучу всего, что прежде попадалось на глаза в лавках: хомутов, курительных смолок, ситцев, свечей, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупитчатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин, точильный инструмент, горшков, сапогов, фаянсовую посуду – насколько хватало денег".

При переходе от запоминания одного сложного материала к запоминанию другого необходимо делать перерывы (минимум на 15 мин), которые предотвращают ретроактивное торможение.

Предположение, что следы не исчезают вовсе, а лишь тормозятся под влиянием других воздействии, подтверждается явлениемреминисценции (от лат. reminiscentia – воспоминание). Часто при воспроизведении материала сразу после его восприятия количество удержанных в памяти элементов оказывается меньше по сравнению с тем количеством, которое человек может воспроизвести после паузы. Это объясняется тем, что за период отдыха снимается действие торможения.

Для расширения объема произвольной памяти необходимо придавать запоминаемому материалу определенную структуру, группировать его. Вряд ли, например, кто-нибудь сможет быстро запомнить ряд из 16 изолированных цифр: 1001110101110011. Если же сгруппировать этот ряд в виде двувначных чисел:

10 01 11 01 01 11 00 11, то они запоминаются легче. В виде четырехзначных чисел этот ряд запоминается еще легче, так как он состоит уже не из 16 элементов, а из четырех укрупненных групп: 1001 1101 0111 0011. Объединение элементов в группы уменьшает количество тех элементов, которые испытывают про- и ретроактивное торможения, позволяет сравнить эти элементы, т. е. включить в процесс запоминания интеллектуальную деятельность.

Продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше, чем механической памяти. Установление связей, структуры, принципа, закономерности построения объекта – основное условие его успешного запоминания. Трудно механически запомнить цифры 24816326 4128256, но очень легко запомнить эти же цифры, если установить в этом ряде цифр определенную закономерность (удвоение каждой последующей цифры). Номер 123-456-789 легко запомнить, найдя принцип его построения (рис. 83).

Произвольное запоминание образного материала также облегчается выявлением принципа его организации (рис. 84).

В экспериментальных исследованиях обнаруживается, что испытуемые припоминают большее количество информации, чем то, которое им было предъявлено для запоминания. Если для запоминания дается, например, предложение "Иванов колол сахар", то при его воспроизведении испытуемые часто реконструируют этот материал следующим образом: "Иванов колол сахар щипцами". Этот феномен объясняется непроизвольным подключением к запоминанию суждений и умозаключений индивида.

Рис. 83. Приемы, организации произвольного мнемического действия.

Рис. 84 Запомните и воспроизведите в такой же последовательности этот ряд фигур (задание можно выполнить лишь при установлении принципа расположения фигур).

Итак, память – не хранилище статичной информации. Она организуется систематизирующими процессами восприятия и мышления.

Привоспроизведении материала в качестве опоры следует использовать те объекты, которые структурно организовывали поле восприятия, регулировали деятельность субъекта запоминания.

Особой разновидностью воспроизведения являются воспоминания.Воспоминание – это отнесение индивидом образных представлений к определенному месту и моменту своей жизни. Локализация воспоминаний облегчается при воспроизведении целостных поведенческих событий, их последовательности.

Воспроизведение, связанное с преодолением трудностей, называетсяприпоминанием. Преодолению трудностей припоминания содействует установление различных ассоциаций. Воспроизводимые образы предметов или явлений называетсяпредставлениями. Они разделяются на виды, соответствующие видам восприятий (зрительные, слуховые и др.).

Особенность представлений – их обобщенность и фрагментарность. Представления не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки предметов. Если те или иные представления связаны с нашей деятельностью, то в них на передний план выдвигаются те стороны объекта, которые для данной деятельности наиболее существенны.

Представления – обобщенные образы действительности. В них сохраняются постоянные признаки вещей и отбрасываются случайные; представления – более высокая ступень познания, чем ощущение и восприятие. Они являются переходной ступенью от ощущений к мысли. Но представления всегда бледнее, менее полны, чем восприятие. Представляя образ хорошо знакомого объекта, например, фасада своего дома, можно обнаружить, что образ этот фрагментарен и несколько реконструирован.

Прошлое восстанавливается с участием мышления – обобщенно и опосредованно. Сознательность воспроизведения неизбежно ведет к категориальному, понятийному охвату прошлого. И только специально организуемая контрольная деятельность – сопоставление, критическая оценка – приближает реконструируемую картину к подлинным событиям.

Материал воспроизведения – продукт не только памяти, но и всего психического своеобразия данной личности.

Материал запоминается в контексте деятельности человека. Прежде всего в памяти откладывается то, что было наиболее актуально, значимо в деятельности человека, с чего начиналась и как завершалась эта деятельность, какие препятствия возникали на пути к ее осуществлению. При этом одни люди лучше запоминают содействующие, а другие – затрудняющие факторы деятельности.

В межличностных взаимодействиях прочнее запоминается то, что затрагивает наиболее значимые личностные особенности индивида.

Существуют и личностные тенденции к реконструкции хранящегося в памяти материала. Человек запоминает события в таком виде, в каком он их осмысливает в процессе восприятия. Уже элементарный акт синтеза восприятия и памяти – узнавание отличается рядом индивидуальных особенностей. Плохая память на лица может сочетаться с хорошей памятью на другие объекты.

Точность и полнота воспроизведения зависят от внушаемости и конформности индивида, его склонности к фантазированию. Значительные деформации познавательных процессов происходят в эмоционально напряженных состояниях.

Итак, память – не склад готовой продукции. Ее материал подвержен личностной реконструкции. Личностная реконструкция воспроизводимого материала может проявляться в искажении смыслового содержания исходного материала, иллюзорной детализации воспроизводимого события, в объединении разрозненных элементов, разъединении связанных элементов, замене содержания другим сходным содержанием, в пространственном и временном смещении событий или их фрагментов, утрировании, акцентировании личностно значимых сторон события, смешении функционально однотипных объектов.

В памяти человека сохраняется не только фактическая сторона событий, но и соответствующая их интерпретация. Осмысленное запоминание характеризуется включенностью материала в семантическое (категориально-понятийное) поле индивида. Репродукция, восстановление прошлых воздействий не является "слепком" этих воздействий. Степень расхождения представлений и реальных событий у разных людей неодинакова. Она зависит от типа высшей нервной деятельности индивида, структуры индивидуального сознания, ценностных установок, мотивов и целей деятельности.

Память человека интенсивно функционирует и за порогом сознания. В настоящее время она моделируется при помощи электронно-вычислительных машин. Однако эти машины обеспечивают лишь хранение информации. Тогда как память человека – постоянно самоорганизующийся процесс, психический механизм, интегрирующий результаты всех психических процессов, механизм сохранения непосредственно воспринимавшейся и логически переработанной информации.

У некоторых людей могут возникать полные, яркие представления после однократного и непроизвольного восприятия объекта. Такие образы представления называютсяэйдетическими (от греч. eidos – образ). Иногда происходит непроизвольное, навязчивое, цикличное всплывание образов –персеверация (от лат. perseveratio – упорство).

Память базируется на тех психических процессах, которые совершаются при первичной встрече с запоминаемым материалом. Соответственно и при воспроизведении основную роль играет актуализация материала по функциональным связям его элементов, их смысловому контексту, структурной взаимосвязи его частей. А для этого материал в процессе запечатления должен быть четко проанализирован (расчленен по структурно-смысловым единицам) и синтезирован (концептуально объединен). Резервы человеческой памяти неисчерпаемы.

По расчетам известного кибернетика Джона Неймана, мозг человека может вместить весь объем информации, хранящийся в крупнейших библиотеках мира. Александр Македонский знал в лицо и по имени всех солдат своей огромной армии.

Алехин мог играть по памяти (вслепую) с сорока партнерами одновременно.

Некто Э. Гаон знал наизусть все 2500 книг, прочитанных им за свою жизнь, и мог воспроизвести любой отрывок из них. Известны многочисленные случаи выдающейся образной памяти людей художественного типа. Моцарт мог записать большое музыкальное произведение, прослушав его только один раз. Такой же музыкальной памятью отличались Глазунов и Рахманинов. Художник Н. Н. Ге мог по памяти точно изобразить то, что он однажды видел.

Человек непроизвольно запоминает все, что привлекает его внимание: пленительные краски и запахи весенних вечеров, изящные очертания старинных соборов, радостные лица близких ему людей, запахи моря и соснового бора. Все эти многочисленные образы составляют образно-интеллектуальный фонд его психики.

Каждый человек имеет возможность значительно расширить объем своей памяти. При этом необходимо дисциплинировать свой интеллект – выделять существенное на фоне второстепенного, активно воспроизводить нужный материал, широко использовать мнемонические приемы. Привычка запоминать нужное закрепляется, как и любой другой навык. Школьный фольклор о "пифагоровых штанах" и о "каждом охотнике, желающем знать, где сидит фазан" свидетельствует о неистребимом стремлении нашего ума найти схему, ассоциацию даже там, где невозможно установить логические связи.

У каждого человека имеются особенности его памяти – у одних людей сильна словесно-логическая память, у других – образная, одни запоминают быстро, другим нужна более тщательная обработка запоминаемого материала. Но во всех случаях необходимо избегать того, что вызывает проактивное и ретроактивное торможение. А при первых трудностях воспроизведения следует уповать на явление реминисценции.

Процессы памяти представляют собой единую мнемическую систему, и практически неразделимы. Это запоминание , хранение, воспроизведение и забывание. Все они могут протекать произвольно или непроизвольно. Произвольность предполагает относительную самостоятельность психической деятельности, имеющей свои мнемические цели и применяющую специальные приемы для реализации этих целей. При отсутствии специальной мнемической цели мы говорим, что процессы памяти непроизвольны. Кроме того, все процессы памяти могут быть механическими или смысловыми. В этом случае основанием для деления является характер связей с предметом памяти - ассоциативный или смысловой. Лишь в специально сконструированных экспериментах удается выявить собственные характеристики каждого из них.

Запоминание . Первый блок - это запоминание (или кодирование - в терминологии когнитивной психологии). Представляет собой запечатление и закрепление любого опыта. На результативность и стратегии запоминания влияют объем материала, степень его однородности и последовательность запоминания. Это зафиксировано в феноменах, получивших название «эффект длины», «эффект привычности», «эффект края».

Процесс и продуктивность запоминания зависит от осмысленности или отсутствия осмысленности для субъекта запоминаемого материала. В этом случае говорят об осмысленном/механическом запоминании. Кроме того, на успешность запоминания влияет степень произвольности протекания процесса запоминания. Так непроизвольное механическое запоминание характерно при запоминании (особенно в детстве) стихотворений, считалок, дразнилок, имен, фамилий.

Непроизвольное смысловое запоминание не имеет мнемических целей, опирается на установление смысловых связей между объектами, которые включены в деятельность, то есть при других задачах. Например, понять какое-то явление.

Экспериментальное исследование харьковской психологической школы, проведенное под руководством П.В.Зинченко, позволило сделать следующие выводы. Непроизвольное смысловое запоминание лучше для того материала, с которым оперировали, то есть материал был включен в цель задания; непроизвольное смысловое запоминание материала, включенного в способ работы, хорошо лишь тогда, когда этому способу человек только научается, то есть он не является навыком.

Произвольное механическое запоминание - компонент любой мыслительной работы. Нужно всегда запоминать даты, имена, исключения из правил, формулы. Этот вид запоминания опирается на многократное повторение. Для облегчения этого утомительного процесса с давних времен люди разрабатывали специальные приемы, названные мнемотехническими приемами.

Произвольное смысловое запоминание - основной способ запоминания в учебном процессе студента и во взрослой профессиональной деятельности. Его продуктивность зависит от многих факторов, не столько объективных, сколько субъективных. На продуктивность влияет:

  • v Умение легко ставить любые мнемические задачи , которые различаются по содержанию и по времени (например, запомнить только смысл или запомнить как можно ближе к первоначальному тексту; запомнить надолго или только до очередного занятия). Само умение зависит от меры осознания мнемических задач, то есть от степени осознанности, с которой человек регулирует работу своей памяти.
  • v Мнемические приемы , которые использует человек для реализации задачи. Выделяют две группы приемов:
    • · первая группа - простые мнемические приемы , точнее, более общие, используемые при организации всей умственной деятельности. Они не требуют дополнительной работы над материалом, подлежащим запоминанию. К этим приемам относятся:
  • - Наглядность . Запоминание улучшается потому, что при наглядности участвуют многие виды памяти (один и тот же материал запоминается на образном языке и на языке операционально-символическом);
  • - Закрепление только что понятого и осмысленного материала. Возвращение к тому материалу, в котором человек разобрался. Необходима сознательная установка на запоминание. Следуя после мыслительного процесса, произвольное смысловое запоминание может подпасть под иллюзию закрепленности понятого материала, результатом которой будет сильное забывание (до 25-75% изученного материала в первые же сутки);
  • - Повторение - классический прием, обеспечивающий закрепление материала, подлежащего запоминанию. Его продуктивность, в свою очередь, определяется несколькими условиями. Одно из них - активность. Повторение опирается не на узнавание, а на воспроизведение материала, чтобы не возникла иллюзия закрепленности материала. Повторение также должно быть распределено во времени, а не быть сплошным;
  • - Правильная организация умственной работы. Запоминание будет более продуктивным, если друг за другом будут следовать различные по характеру и по типу работы, так как последующая работа может стереть результаты предыдущей. Например, если после английского языка следующим будет русский, то возникнет так называемая интерферйнция, которая представляет собой взаимодействие двух и больше чисел процессов, при котором происходит нарушение или подавление деятельности одного из них.
  • · вторая группа - сложные мнемические приемы . В них в наибольшей степени обнаруживается специфика произвольного смыслового запоминания. Эти приемы предполагают определенное структурирование материала, который требуется запомнить. Имеются следующие сложные приемы:
  • - Смысловая группировка (или аналитико-синтетический разбор). Она базируется на мыслительных операциях анализа и синтеза. При работе с учебным текстом алгоритм смысловой группировки будет следующий: ориентировочное чтение с целью ознакомления с объемом и т.д.; разбивка материала на законченные в смысловом отношении группы, не забывая при этом о законе кратковременной памяти (законе Миллера-Спеллинга: разбиваем информацию на 72 блока (установление основной мысли в каждом блоке, установление смысловых логических связей между частями)). Смысловая группировка становится мнемическим приемом лишь в том случае, если стала мыслительным навыком;
  • - Смысловые отношения. В основе этого приема лежит мыслительная операция сравнение. Суть его заключается в том, что сопоставляется материал уже запомненный и запоминаемый. Как и предыдущий прием, помогает запоминанию, если стал мыслительным навыком;
  • - Выделение смысловых и наглядных опор. В этом случае работы по запоминанию идут на двух языках: в словесной структуре и в наглядном образе.

Итак, повышение продуктивности запоминания при использовании сложных мнемических процессов связано с тем, что все они уменьшают объем запоминаемого материала, материал при этом становится организованным в определенную структуру.

Если следом за мыслительными процессами, направленными на понимание материала, особенно сложного, не идет произвольное смысловое запоминание, обучающийся вынужден обращаться к тривиальной зубрежке.

Хранение . Блок хранения, как и первый блок запоминания, имеет свои закономерности и детерминанты. Из житейского опыта известно, что не все то, что успешно запомнено, хорошо хранится. В то же время, не столь важное при запоминании вдруг неожиданно всплывает в актуальном воспоминании, или неосознанно влияет на другие когнитивные процессы (чувство языка на запоминание слов данного языка). Эта характеристика носит название продуктивности хранения . Другая характеристика называется длительностью хранения . И сюда же может быть отнесена интерференция (ретроградная и антероградная), из-за которой одна информация препятствует (затрудняет) хранение другой. Соответственно, при ретроградной интерференции затрудняется хранение предыдущей информации, при антероградной - последующей информации.

Воспроизведение . Блок воспроизведения отвечает за извлечение информации из блока хранения. Осуществляется его деятельность через «узнавание», «воспроизведение», «припоминание».

Узнавание генетически более раннее проявление памяти. Это воспроизведение образа какого-либо объекта, явления в условиях его повторного восприятия. Узнать - это опознать, то есть узнавание - это акт познания.

Его элементарная первичная форма - это более или менее автоматическое узнавание в действии - непроизвольное узнавание . Происходит при значительном совпадении новых впечатлений с прежними впечатлениями и достаточной прочности сохранения этих прежних впечатлений. Проявляется непроизвольное узнавание в виде адекватной реакции на привычный раздражитель.

Узнавание становится произвольным и превращается в процесс припоминания при недостаточном совпадении новых впечатлений с прежними впечатлениями, а также при недостаточной прочности сохранения этих прежних впечатлений. В припоминании вначале возникает чувство знакомости предмета, которое, однако, еще не позволяет отождествлять его с чем-либо известным. И только в дальнейшем, находя общие черты с прежними впечатлениями, мы узнаем предмет. Было показано, что объем припоминания меньше объема узнавания. На основе чувства знакомости возникает ложное узнавание .

Противоположным ложному узнаванию является феномен утраты хорошо знакомого. Если имеется стойкий характер утраты знакомости - это агнозия (нарушение предметов узнавания, явлений при ясном сознании вследствие поражения коры головного мозга).

Воспроизведение отличается от узнавания тем, что осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится.

Воспроизведение может осуществляться непроизвольно , т.е. вызывается обычно содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена на воспроизведение. Определяется в таком случае в основном ассоциативным механизмом. Толчком может быть предмет, человек, мысль. В связи с тем, что толчок идет из деятельности, то непроизвольное воспроизведение будет более направлено, если более логична деятельность, которая его вызывает. Будет меньше хаотичности тех ассоциаций, которые образовались в нашем прошлом опыте, то есть в основе будет логика того материала, который воспроизводится.

Произвольное воспроизведение происходит на основе сознательной установки на воспроизведение, превращаясь в таком случае в процесс воспоминания или при затруднении припоминания.

Реконструкция материала . Она происходит по многим причинам. Основные:

  • · образование новых систем временных связей под влиянием нового опыта, приобретенного уже после запоминания данного материла;
  • · доминирование тех или иных раздражителей в зависимости от интересов, эмоций и других особенностей личности, а также под влиянием различных задач деятельности.

При этом обычно происходит:

  • · Перестройка последовательности запомненного материала;
  • · Обобщение и схематизация, или, наоборот, конкретизация и детализация;
  • · Иногда искажение подлинника. Чаще всего имеют место два феномена ошибок воспроизведения: различают контаминацию и конфабуляцию . При контаминации происходит перепутывание, например, смешение двух и более событий при их описании. Конфабуляция представляет домысливание при возникновении пробелов в воспроизводимом материале. При стойком нарушении памяти (становится разновидностью парамнезии ), человек заполняет пробелы фантастическими выдумками. Процесс обучения изобилует примерами обоих феноменов.

Реминисценция . Реминисценция - факт улучшения отсроченного воспроизведения, то есть воспоминание первоначально забытого материала.

С реминисценцией мы очень часто сталкиваемся у детей, если запоминаемый материал разный по эмоциональному воздействию (при первом воспроизведении они описывают лишь то, что было для них сильно в эмоциональном плане), если запоминаемый материал был сложным, и если ребенку предлагают свободное изложение материала. По данным С.Я.Рубинштейна до 65% информации в детской памяти подвержены реминисценции. На возникновение реминисценции влияет отношение заучивающего к материалу и степень овладения им содержанием материала.

Каков механизм реминисценции?

При непосредственном воспроизведении заученного материала имеет место в основном попытка восстановить этот материал, используя при этом, в основном, внешние ассоциативные связи. При отсроченном воспроизведении человек опирается главным образом на смысловые связи. Поэтому для реминисценции характерна бульшая гибкость. Во время непосредственного воспроизведение забывание приводит к остановке воспроизведения, при воспроизведении с помощью смысловых связей мы обходим слабые места.

Забывание . Блок забывания также определяется как относительно независимый. До сих пор на уровне дискуссий идет объяснение механизма и причин забывания. Немецкий психолог Герман Эббингауз , первый среди современных психологов, обратившихся к этой проблеме, определял забывание как функцию времени.

Предполагается, что точность забывания зависит, в первую очередь, от стратегий, которые использовались на предыдущих этапах, особенно при запоминании. Динамика забывания определяется эмоциональным и общим физическим состоянием запоминающего. Конечно, на запоминание влияет осмысленность, привычность запоминаемого материала. Не в меньшей степени забывание связано с качественными характеристиками этого материала: является он вербальным, образным и т.п.

Уточнение: от забывания в собственном смысле слова надо отличать выпадение материала при воспроизведении, обусловленное отбором материала, который определяется логикой смыслового содержания выполняемой мыслительной задачи.

Классификация памяти. Рассматривая вариации памяти, обычно говорят о видах, формах и типах памяти. Виды памяти связывают с модальностью (качеством запоминаемого материала). Формы связаны с волевым компонентом в структуре процесса памяти. Именно «намеренные» формы памяти интересуют практиков. Методы совершенствования получили название мнемотехник. Термин «тип» используется при описании временных характеристик памяти.

Память представляет собой сложную систему процессов, которые осуществляют полный цикл преобразований информации субъектом: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. В структуре целенаправленной деятельности человека эти мнемические процессы является важным условием ее эффективности. Память справедливо считают основой обучения, и его производительность связывают с полнотой усвоения знаний, продолжительностью их хранения во времени, готовностью к адекватному использования в различных ситуациях познавательной и практической деятельности.

Запоминание - это процесс памяти, который обеспечивает прием, отбор и фиксацию информации благодаря образованию ассоциаций и мнемических следов в нейронных структурах мозга. Количественные и качественные характеристики запоминания существенно влияют на все другие мнемические процессы: полнота и осмысленность запоминания обусловливают производительность хранения и воспроизведения. Вот почему большинство исследователей памяти главное внимание уделяют изучению именно этого процесса.

Виды запоминания рассматривают в соответствии с изложенными выше критериев классификации видов памяти. В зависимости от конкретной цели деятельности, наличии у субъекта осознанного намерения закреплять и сохранять информацию запоминания может происходить в невольной или произвольной форме.

Непроизвольное запоминание действует тогда, когда человек не ставит себе целью закреплять информацию и в дальнейшем ее использовать. Индивид не прибегает к специальным приемам для организации работы своей памяти. Но исследования П.И. Зинченко свидетельствуют, что непроизвольное запоминание подчиняется задаче деятельности. Так, если исследуемые группируют пронумерованы картинки по сюжету, то запоминают только сюжет; если же по номерам, то запоминают только цифры. Непроизвольное запоминание зависит и от усилий, которые прилагает индивид для достижения своей цели, от активной мыслительной работы над материалом. Например, легкий текст запоминается хуже, чем текст средней тяжести. Сложный текст запоминается лучше при активном образе работы над ним, в частности, составлении плана текста.

Достичь высокой эффективности от непроизвольного запоминания и, следовательно, продуктивного использования его в обучении, привлекла в 30-50-х годах внимание зарубежных и украинских исследователей к изучению проблемы этого запоминания. Экспериментально обнаружили несколько основных условий, детерминирующих высокую эффективность непроизвольного запоминания: активная деятельность индивида с объектами; функциональная значимость объекта определяется его связью с достижением основной цели деятельности; высокая интеллектуальная активность субъекта, обеспечивает содержательную переработку материала; использования и формирования положительной мотивации личности; учета эмоционального воздействия на объекты.

В исследованиях А.А. Смирнова и его сотрудников было показано, что наличие интереса к учебному предмету и эмоциональное восприятие информации является важным стимулом непроизвольного запоминания. Общей особенностью этого мнемического процесса является то, что человек его не осознает и сознательно не управляет его протеканием. Поэтому важно, как объективно складывается алгоритм деятельности человека, которую функциональную роль в ней выполняют явления, которые воспринимаются как активизируются интересы и чувства. Учебная деятельность должна быть организована как система действий, связанных с постановкой и самостоятельным решением новых познавательных задач, подчиненных общей основной цели. Приобретенные ранее знания нужно включать в новое познавательное задание как необходимое условие и способ ее решения. По данным многих авторов, объем непроизвольного запоминания в зависимости от условий составляет от С до 70% материала, подают. Однако эти показатели могут быть и выше, если познавательная и практическая деятельность организованы с учетом условий эффективности этого запоминания.

Для полного усвоения и воспроизведения знаний, умений, навыков необходимо произвольное запоминание. Этот процесс связан с постановкой субъектом мнемической цели запомнить, заучить и сохранить определенный объем материала для последующего воспроизведения в форме словесных отчетов или умений, навыков в деятельности. В связи с тем, что произвольное запоминание включает специфическую мнемическую цели и привлекаются специальные приемы, его принято считать самостоятельной "мнемической действием". В то же время непроизвольное запоминание является результатом не-мнемической деятельности (обучение, игры, труда).

Произвольное запоминание дает оптимальный мнемический результат, то есть обеспечивает прочное и полное (близкое к 100%) усвоения материала. Однако его эффективность может быть высокой при определенных условиях, а именно: четкой постановки цели, ориентирует на запоминание материала определенного содержания и объема; связи запоминаемого, с актуальными потребностями, интересами, чувствами, волевыми усилиями; установки на определенный срок хранения; использовании различных приемов, способов содержательной организации материала; организации адекватного режима учебной деятельности (материал с учетом возраста и ранее усвоенных знаний, распределение материала во времени, борьба с переутомлением).

Мнемическая направленность может быть нацелена на полноту, точность, последовательность или продолжительность запоминания. Так, мнемическая направленность в зависимости от полноты бывает сплошной или выборочной; дословной или "своими словами" - по точности, последовательной или непоследовательной согласно поступления материала, а также - длительной или кратковременной. В одном исследовании учащимся предложили запомнить два рассказа. Проверка первого рассказа была назначена на следующий день, в остальном было сказано, что его нужно запомнить надолго. Проверка запоминания обоих рассказов была проведена через четыре недели. Результаты проверки показали, что Второй рассказ запомнилось значительно лучше, чем первое. Объяснить это можно продолжительностью запоминания: длительная установка этого процесса более эффективна.

Роль мнемического задачи нельзя свести к действию самого по себе намерения запомнить. Очевидно, различны и мнемические действия. Например, направленность на точность запоминания текста предполагает четкость восприятия его отдельных частей, участие речедвигательных процессов, создания соответствующих зрительных образов.

Знание различных способов запоминания делают человека сознательным обладателем безграничных резервов своей памяти. Способы произвольного запоминания можно разделить на две группы: основанные на выявлении внутренних связей в материале (логические) основаны на внесении в материал искусственных связей (мнемонические).

К первой группе относятся такие способы: группировка материала по значению и содержанию, соотнесение нового с уже известным, классификация, систематизация материала, поиск ассоциаций по сходству, смежности, контрасту.

Одним из важнейших логических приемов является составление плана того материала, который запоминается. Составление плана включает такие три момента: 1) разбивания материала на смысловые части, каждая из которых объединяет по содержанию ряд мыслей; 2) придумывание заголовков для каждой из выделенных частей или выделение в каждой части опорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание этой части материала; 3) связывание частей материала по их заголовками или выделенными опорными пунктами в единую цепь ассоциаций.

Значение этого приема для повышения продуктивности запоминания очень велико. Объединение отдельных мнений, предложений в смысловые части сокращает количество единиц, которые нужно запомнить, не сбавляя объема материала. Запоминание облегчается еще и потому, что в результате составления плана материал приобретает четкую, расчлененной и упорядоченной формы. Благодаря этому он легче усваивается в процессе самого чтения.

Эффективность произвольного запоминания зависит также от повторения - неоднократного воспроизведения материала, и заучивания - многократного повторения. Учебный материал, который требует многократных повторений, можно запоминать тремя способами: по частям - частичный способ; все сразу - целостный; и весь, и по частям - комбинированный.

Рациональным является комбинированный способ заучивания, а наименее рациональным - частичный. При частичном способе отсутствует ориентация на общее содержание целого, поэтому отдельные его части заучивают изолированно друг от друга. При комбинированном способе материал заучивают в следующем порядке: сначала осмысливают, осознают весь материал в целом, в процессе чего в нем выделяют отдельные части, затем заучивают отдельные части, особенно тяжелые, наконец материал снова повторяют в целом. Таким образом, комбинированный способ сохраняет положительные черты целостного образа и минимизирует недостатки частному.

Эффективность этого запоминания зависит от способности индивида к быстрому, точного и длительного запоминания; от возраста; отношение к материалу, значимости для него задача, требующая запоминания; особенностей материала. Эксперименты, проведенные с дошкольниками, доказали, что запоминание, обусловлено игрой - ведущей деятельностью этого возраста, - превосходит по производительности все другие мотивы.

Активность запоминания повысятся воспроизведением, которое является в форме перевода самому себе смысла того, что запоминается. Но к этому средству надо обращаться только после предварительного осмысления, осознания материала. Воспроизведение улучшает понимание, особенно тогда, когда мы пытаемся переводить содержание "своими словами".

Вторую группу способов произвольного запоминания - мнемические, используют в тех случаях, когда содержанию знания о внутренней структуре материала отсутствуют или их трудно обнаружить. Рассмотрим несколько мнемонических способов этого запоминания.

o Образование смысловых фраз и начальных букв запоминаемой.

o ритмизации - перевод информации в стихотворении, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

o Запоминание длинных терминов посредством ассоциирования со звучными словами.

o Поиски ярких, необычных образов, картинок, рисунков, за "методом связывания" сочетают с информацией, которую нужно запомнить (например, определенные слова представляют персонажами мультфильмов).

o Метод Айвазовского - тренировка эйдетического запоминания. Согласно Ф. Лезер, надо посмотреть на предмет, пейзаж или человека в течение 3 сек., Пытаясь запомнить все подробно. Затем закрыть глаза и представить мысленно этот предмет в деталях, задать себе вопрос о подробностях этого образа. Затем открыть глаза на 1 сек., Дополнить образ, снова закрыть глаза и постараться достичь максимально яркого изображения предмета. И так повторить несколько раз.

При рациональной организации произвольного запоминания в обучении, когда оно связано с четкой целеустремленностью и адекватной мотивацией, опосредованное приемами логической переработки материала, происходит в благоприятных режимах деятельности, оно способствует наиболее полному и прочному усвоению учебной информации. Этот вид запоминания становится важнейшим средством сознательной саморегуляции памяти у школьников, а затем - основным средством самостоятельного усвоения знаний у взрослого человека.

Непроизвольное и произвольное запоминание взаимосвязаны, являются формами мнемической активности. В условиях одинаковых способов работы с материалом непроизвольное запоминание является более продуктивным для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а для подростков и взрослых -произвольный. Непроизвольное запоминание достигает максимальной производительности при решении задач, требующих поиска неизвестного. Произвольное - имеет собственную мнемическую направленность. На мнемическая запоминания следует ориентироваться при изучении нового материала, а мнемическая задачи ставить на этапе его закрепления. Итак, при запоминании информации нужно выполнять как познавательные, так и мнемические задачи.

В зависимости от степени понимания материала запоминания бывает механическим (формальным) и смысловым (логическим).

Механическим есть такое запоминание, осуществляется формально, без понимания сути и логики построения материала. Оно оказывается в фиксации только внешних особенностей объектов на сенсорном уровне (форма, цвет, пространственно-временная смежность и т.д.). Механическое заучивание является многократным повторением непонятных символов с целью их закрепления в памяти как последовательности визуальных или звуковых стимулов. Формальное запоминание иногда наблюдается у школьников и взрослых людей, которые не овладели приемами смысловой переработки информации. Например, в младшем школьном возрасте стремление к дословного запоминания может свидетельствовать не о его механический характер, а о непонимании того, что значит "знать" материал. Ребенку бывает проще передать содержание прочитанного или услышанного дословно, чем "своими словами", которых ей нередко не хватает. Однако человеку основном свойственно стремление как-то осмыслить материал, который она запоминает, чтобы включить его в структуру ранее усвоенного опыта. Поэтому чисто механическое заучивание случается не так часто.

Смысловое (логическое) запоминание основывается на образовании связей, которые отражают существенные и закономерные отношения между объектами. Смысловая переработка материала обеспечивает эффективность как непроизвольного, так и произвольного запоминания.

Формирование приемов смыслового запоминания происходит за счет овладения умственными логическими операциями во время учебы (рис. 8.3). Этот процесс включает непроизвольное запоминание. Высокий уровень овладения операциями (анализом, синтезом, сравнением, классификацией и др.) В решении познавательных учебных задач обусловливает высокую невольный эффект.

Итак, в обучении происходит взаимодействие умственных и мнемических способов, а также саморегулирующийся характер мнемической системы. Усвоенные субъектом умственные операции становятся способом произвольного логического запоминания.

Заметим, что соотнесение произвольного запоминания только с механическим заучиванием неправильно. Непроизвольное запоминание, включенное в логический анализ текста (при этом он несколько раз прочитывается), является невольным заучиванием. Многократное повторение характерно как для произвольного, так для и непроизвольного запоминания. Понимание непроизвольного и произвольного запоминания как двух форм проявления мнемической системы исключает их противопоставление по логической структуре, которая одинаково влияет на них они зависят от организации обучения и содержания целенаправленной деятельности субъекта.

Рис. 8.3. Этапы логического запоминания

Хранение - это процесс, обеспечивающий содержание материала в мозгу в течение длительного времени. Об эффективности хранения делают вывод косвенно - с показателями воспроизводства, которые не могут служить адекватной характеристикой объема и прочности сохранения информации. Известны многочисленные случаи, когда человек вдруг воспроизводила какие-то знания, давно забыла или какими бы не обладала, так как не использовала их в деятельности. Существует гипотеза, согласно которой усвоена человеком информация в виде слидивенграм, закрепленных в длительной памяти, практически никогда не теряется полностью, а только переходит на более глубокие уровни нейронных структур. Такую информацию можно воспроизвести (например, с помощью гипноза, фармакологических веществ).

Другими словами, память хранит весь наш опыт, но механизмы вытеснения из сознания субъективно ненужного, тяжелого, частичного. Процесс хранения продолжается и ночью, и днем практически без участия нашего сознательного "Я", за счет неосознаваемых мнемических операций (анализа, синтеза, классификации, обобщения). Однако сохранение материала зависит и от деятельности индивида.

Продолжительность хранения памяти детерминирована рядом объективных и субъективных факторов, а именно: ограниченной длительности хранения информации, ее значимости, установкой на последующее воспроизведение и др.

Одним из объективных факторов является естественные ограничения продолжительности хранения информации на разных уровнях памяти: сенсорную, кратковременной оперативной и долговременной. Например, сенсорная зрительная память сохраняется от 0,250 до 1,0 сек.; кратковременная оперативная память - от 1,0 сек. до 30 мин.; продолжалась память - в течение суток и года. И часть информации, которая не успевает в указанный срок пройти через систему отбора (фильтр), стирается, не переходит в более устойчивый следует и никогда не входит в сферу нашего сознания.

Память как саморегулирующаяся система ничего не сохраняет зря. С.Л. Рубинштейн доказал: чем больше значение имеет для индивида информация, то чаще она используется, тем больше трансформируется и дольше сохраняется. На этот процесс памяти влияют время и объем материала: через некоторое время после запоминания процент сохраненного материала находится в обратно пропорциональном отношении к его объему, то есть материал забывается.

Воспроизведение - процесс памяти, проявляется в актуализации знаний, умений, навыков, усвоенных при запоминании. Оно осуществляется в вербальной и двигательной форме; является показателем прочности запоминания и одновременно следствием этого процесса.

Эффективность воспроизведения готовится в процессе запоминания и хранения, поэтому оно связано с теми же факторами, которые опосредствуют качество этих процессов и одновременно обеспечивают готовность к следующей реконструкции усвоенных знаний.

Известный исследователь расстройств Т. Рибо писал, что новое исчезает раньше старого, а сложное - раньше простого; сначала забывают недавние, плохо закреплены впечатление от восприятия, затем - достижения мышления, вслед за ними - чувства и привычки. Автор отмечал, что наше представление о себе поддерживается памятью если память нарушается, возникает ее расстройство, то сразу же меняется представление человека о себе.

Для сознательного управления памятью знания закономерностей воспроизводства не менее важное, чем знание закономерностей запоминания. Воспроизведен материал зачастую являются реконструкцией, когда объем больше и содержание материала сложнее, слабее направленность на точность запоминания, меньше заучивалось материал, между запоминанием и воспроизведением был длительный период. Репродуктивные мнемические действия тесно связаны с мышлением: обобщение того, что в оригинале представлены в детализированной форме; конкретизация того, что подано, в более общем или сжатом виде; замена одного содержания другим, сходным по смыслу; смещение или перемещение отдельных частей оригинала; объединение того, что подано отдельно друг от друга, и разъединение того, что в оригинале связано между собой; дополнение, которое выходит за пределы оригинала, а также непроизвольное искажение опыта.

Воспроизведение разделяют на следующие виды: узнавание, собственно воспроизведения, припоминания и воспоминания.

Узнавание - это самое воспроизведения в условиях повторного восприятия. Узнавание связывает наш опыт с восприятием объектов и дает нам возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности. Это поиск материала, хранящегося в длительной памяти, и сравнение его результатов с перцептивным образом. Оно включает в себя выдвижение и проверку гипотезы о значении объекта восприятия, осуществляется беспрепятственно, то есть перцептивный образ как бы накладывается на мне-ческий. Но этот процесс памяти в любом случае реализуется через мнемические операции (простейшие - это внешние действия с объектом, сложные - оперирование категориями образов объектов). Он разный по степени своей произвольности, четкости, полноты, обобщения. Например, узнавание хорошо знакомых объектов происходит мгновенно (в пределах 0,05 сек.) Потому, что опирается на один характерный признак (тембр голоса близкого человека). Тренированность позволяет человеку-оператору выделять значимую информацию на фоне помех и узнавать сигнал.

Узнавать легче, чем вспоминать. Например, ученик не может вспомнить ответы на вопросы учителя, когда же учитель проговаривает нужный вариант, школьник легко узнает ее как правильную ("Я так и хотел это сказать!»). Поэтому нужно приучить детей готовить уроки так, чтобы они умели самостоятельно воспроизвести материал, который является показателем более высокого уровня усвоения знаний, чем опознание.

Собственно воспроизведения - непроизвольное или произвольное воспроизведение материала запоминания. Непроизвольное воспроизведение составляет поток ассоциаций, вызванных имеющимися мыслями, образами, эмоциями, действиями. В этом случае отсутствует соответствующая мнемическая направленность. Произвольное воспроизведение предусматривает специфическую мнемическую направленность, которая обеспечивает целенаправленный поиск нужного материала. Это особая умственная деятельность, опосредованная различными способами, которые человек усваивает при обучении и делает основой произвольной регуляции памяти: анализ, обобщение, использование внешних опор, схем, планов и тому подобное. Поэтому К.Д. Ушинский характеризовал произвольное воспроизведение как "труд, и труд тяжелый", связанную с продолжением множества трудностей объективного и субъективного характера. Произвольное воспроизведение является самым эффективным, когда оно не очень отстает во времени от запоминания. К самопроизвольному воспроизводства относится явление реминисценции - "всплытие" в сознании того, что невозможно было вспомнить сразу после его запоминания; отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, которое казалось забытым. Это полнее и точнее воспроизведения материала по сравнению с его состоянием после запоминания. Реминисценции обычно оказываются при работе с логически построенным материалом, который вызывает у индивида еще и определенные эмоции.

Припоминания - произвольное воспроизведение, что требует от человека активных волевых и умственных усилий. В результате припоминания с длительной памяти восстанавливается необходимая индивиду информация. Этот процесс развернутый во времени, и индивид отбирает, оценивает материал, делает выводы. Эффективность припоминания зависит от постановки и осознание цели, готовности индивида к быстрому и точному воспроизведению; использования таких репродуктивных действий, как, создание необходимого образа и поиск подходящего материала, контекста; сравнения ассоциаций; составление письменно или устно плана материала, помнится, и тому подобное.

Припоминания требует от человека волевых усилий, настойчивости. Лень в припоминании порождают небрежное отношение к знаниям. Заставляя себя вспомнить, мы воспитываем уверенность в возможности вспомнить, мы привыкаем не забывать.

Воспоминания - локализованы во времени и пространстве воспроизведения индивидом образов своего жизненного пути. В воспоминаниях прошлой жизни человек соотносит с общественными событиями. Воспроизведение жизненного пути происходит в контексте исторических условий определенного периода, к которому человек был непосредственно причастен. Воспоминания сопровождаются целым рядом эмоций. Субъект выбирает как содержанию опоры воспоминаний наиболее значимые для него периоды жизни. Распределение образов памяти во времени способствует тому, что человек знает не только то, что происходит с ней в настоящий момент происходило в прошлом, но и с некоторой уверенностью предсказывает будущее. Это приводит насыщенность воспоминаний различными эмоциями, которые обогащают воспроизведения.

Забывание - это мнемический процесс, который приводит к потере четкости и уменьшение объема запомненного, возникновения ошибок в воспроизведении и, наконец, делает невозможным опознание.

Забывание - процесс, противоположный запоминания. Он является антагонистом воспроизведения, поскольку делает невозможным актуализацию усвоенной информации. Однако забывание является необходимым и закономерным процессом памяти, звеном системы, регулируется. Забывание, как и другие процессы памяти, вызывает целый ряд объективных и субъективных факторов, среди которых ведущую роль играет время, значимость для субъекта информации, запоминается, объем материала, степень сложности мнемических задач и т.

При забвении угасают временные нервные связи, не подкреплялись длительное время, то есть не повторялись, не использовались в деятельности. Оно происходит потому, что запоминание материала не является важным для человека и поэтому фиксируется недостаточно прочно. Чтобы предотвратить забыванию, нужно хорошо заучивать материал. Темп забывания в условиях перегрузки памяти объемом информации растет, особенно в первое время и дни после усвоения. В работах украинских исследователей показано, что материал, который в процессе заучивания испытывает логической переработки и включается в системы раньше усвоенных знаний, менее теряется.

Для длительной памяти с сознательным доступом свойственна такая закономерность забывания: теряется все ненужное, второстепенное, что индивид не повторяет. Итак, для уменьшения забывания необходимо: понимание, осмысление информации и повторения материала в первые дни после заучивания. Лучше это делать так: в первый день - 2-3 повторения (через 15-20 минут, а затем через 8-9 часов); на второй день - 1-2 повторения; на седьмой день - одно повторение, а потом еще повторение с интервалом в 7-10 дней. Поэтому систематичность, отсутствие перегрузок в обучении, заучивание материала небольшими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концетроване заучивания большого объема информации в сжатые временные рамки сессии, что вызывает умственное и психическое перегрузки и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Забывания зависит также от содержания деятельности, ее организации и условий, при которых она происходит. Причиной, ухудшает запоминание, может быть интерференция, обусловленная содержанием материала. Негативное влияние деятельности, предшествовавшей запоминанию, называется проактивной интерференции. Например, если перед заучиванием индивид получает плохие известия или учит подобный сложный по содержанию материал, то эффективность запоминания снижается. Вот почему нецелесообразно после математики изучать физику или химию.

Негативное влияние деятельности, осуществляемой после запоминания, называют Ретроактивное интерференцией. Она особенно отчетливо проявляется тогда, когда вслед за заучиванием выполняют подобную деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий. Например, если приходится учить два предмета, экзамены по которым надо складывать в один и тот же день.

Интерференция снижает эффективность кратковременной памяти и ограничивает приток информации в длительную память. При большом объеме материала его середина запоминается хуже, чем начало и конец. Это торможение объясняют позиционным эффектом. Иными словами, запоминание середины материала испытывает негативное влияние и проактивной, и ретроактивного торможения. Стоит повторять середину материала больше, чем начало и конец; дозировать объем заучиваемого материала; при повторении включать материал в систему смысловых связей памяти; при переходе от одного материала к другому делать небольшой перерыв. Забывания может быть и следствием перенапряжения нейронов, усталости. Необходимо бороться с таким торможением и следовать рекомендациям: готовить уроки друг за другом, по возможности менее подобные по содержанию; сначала учить субъективно тяжелые предметы, а затем легкие; соблюдать медленного темпа работы (см. рис. 8.4). _

Рис. 8.4. Влияние проактивной и Ретроактивное интерференции на запоминание

Забывание связано с некоторыми подсознательными мотивами. 3. Фрейд открыл активный вид забывания - подавления. Например, можно забыть выучить урок или забыть появиться на важную встречу, которая может иметь неприятные последствия. 3. Фрейд объяснял это мотивировано

забывание не случайность, а настоящим торможением следов неприятной информации в памяти на уровне сознания и вытеснением их в подсознание, где их содержат ценой значительных затрат энергии.

Нарушение памяти называют амнезией. По динамике протекания мнемических процессов амнезии делятся на ретроградную, антероградного, ретардировану. Ретроградная амнезия - это забывание прошлых событий; антероградную - невозможность запоминания на будущее ретардирована амнезия связана с сохранением в памяти событий, пережитых во время болезни, и последующим их забыванием. Еще один вид амнезии - прогрессивная - проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до полной ее потери.

Итак, процессы запоминания, хранения, воспроизведения и забывания постоянно взаимодействуют, образуя единую систему памяти. Как видно из приведенных выше характеристик этих процессов, их эффективность опосредованная общими объективными и субъективными факторами. Системный и структурно-функциональный анализ мнемических процессов позволяет понять динамику их взаимодействия и отойти от традиционного представления об их последовательность во времени: запоминание - хранение - воспроизведение - забывание. Изучение операционной структуры кратковременной и длительной памяти показало наличие постоянного взаимодействия этих процессов на всех этапах переработки информации, где для них характерны не только последовательность, а также одновременность и параллельность. Принципы рациональной организации мнемических процессов в обучении, которые сформулировали А.А. Смирнов, П.И. Зинченко и др. Основываются на отражении основных общих законов их функционирования и указывают на пути рациональной организации учебной деятельности, обеспечивающих высокую эффективность усвоения знаний.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении знаний и навыков, делающая возможным их повторное использование в деятельности.

Процессы памяти:

1.Запоминание - процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, основу произвольного запоминания составляет установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. По характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти, запоминание делится на механиче­ское иосмысленное . Механическое запоминание основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения (заучивание). Осмысленное запоми­нание основано на установлении смысловых связей нового с уже известным материалом и между частями данного материала.

2.Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения чела, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

3.Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека.

4.Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Виды памяти:

1. по сенсорной модальности - зрительная (визуальная), моторная (кинестетическая), звуковая (аудиальная), вкусовая, болевая;

3. по организации запоминания - эпизодическая и семантическая, на их стыке автобиографическая, включает в себя черты обоих; процедурная;

4. по временным характеристикам - долговременная, кратковременная, ультракратковременная, оперативная (в ходе выполнения и обслуживания определенной деятельности), промежуточная (обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов);

5. по физиологическим принципам - определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)

6. по наличию цели - произвольная и непроизвольная;

7. по наличию средств - опосредованная и неопосредованная;

8. по уровню развития - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Свойства памяти:

1.Точность 2.Объём 3.Скорость процессов запоминания

4.Скорость процессов воспроизведения 5.Скорость процессов забывания

Закономерности памяти:

1) Закон интереса - интересное запоминается легче.

2) Закон осмысления - чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

3) Закон установки - если чел сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.

4) Закон действия - информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

5) Закон контекста - при ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.

6) Закон торможения - при изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.

7) Закон оптимальной длины ряда - длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.

8) Закон края - лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.

9) Закон повторения - лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.

10) Закон незавершённости - лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.